Ответ профессору Нигматулину: в экономике страны далеко не всё так плохо, и мы должны заставить себя это видеть!

С трибуны в течение 15 минут звучало на разные лады одно утверждение: «Всё плохо! Всё развалено!». Эту точку зрения я слышу с начала 1990-х гг., с той поры, когда стал заниматься политикой (в 1994 г. стал депутатом Заксобрания Тверской области, в 1996 г. избирался на мэра Твери, проводил ряд других выборных компаний). Тогда критика была вполне оправданной: полным ходом шёл процесс деиндустриализации страны, зарплаты на предприятиях не платились по полгода и т. д. Выступающие с трибун общественные деятели с болью констатировали катастрофичность ситуации. Но уже тогда стала бросаться в глаза некая экзальтация таких выступлений: смотрите на меня, вот какой я смелый, не боюсь власти, рублю правду матку… Мы все в то время только привыкали к свободе слова, и некоторое увлечение радикализмом в оценках было простительным: пьянил воздух свободы. Но всё же этот максимализм в отрицательных оценках власти порождался и реальным положением дел. Сегодня такой максимализм совершенно неуместен, потому что не соответствует действительности и приносит громадный вред будущему страны: вгоняет молодежь в пессимизм и вредит имиджу ПАРТИИ ДЕЛА, девиз программы которой оптимистический: «Россия прекрасна! Всё у нас получится! Мы знаем как!».

Почему-то я, человек с 33-летним стажем в бизнесе с 1988 г. (один из первых кооператоров страны), которого каждые пять-семь лет государство разоряет и пытается преследовать уголовно, считаю, что сегодня в экономике страны «не всё так плохо!», что процесс деиндустриализации страны остановлен,  а профессор Нигматулин считает обратное. Свою точку зрения я высказал Булату Искандеровичу на конференции, но так как времени не хватило, то отвечаю на его вопрос-призыв, адресованный ко мне: «Назовите, что хорошо?». Полагаю, что имею на  это полное право, так как с конференции шла трансляция в Интернет, то есть в публичное пространство.

Абсурдность запредельного пессимизма Нигматулина для участников конференции должна была быть вопиющей — ведь вёл конференцию основатель и лидер партии Константин Бабкин, который является совладельцем комбайнового завода «Ростсельмаш», предприятия даже не среднего, а крупного бизнеса обрабатывающей промышленности России. По всей видимости, именно приход Бабкина с партнёрами в акционеры завода спас завод от исчезновения. Не так давно я участвовал в Ростове-на-Дону в конференции, посвященной «Русской весне», и нам организовали экскурсию на «Ростсельмаш» и «Роствертол» (Ростовский вертолетный завод). Ростсельмаш производит комбайны мирового уровня! И это не просто копия западных образцов: главная часть машины — молотилка — сделана по российскому патенту какого-то двойного обмолота, которого нет даже у немцев; сегодня завод стал производить тяжелые трактора по канадской лицензии. Степень локализации у комбайнов очень высокая. «Роствертол» производит самые тяжелые в мире вертолёты, сохранился и неплохо себя чувствует. В этом случае само изделие — полностью наше отечественное! Но можно и нужно говорить о проблеме отечественного станкостроения: бросается в глаза импортный станочный парк на обоих предприятиях. Но ведь это проблема уже следующего порядка. Надо ставить задачу «Новой индустриализации в станкостроении!» и требовать от правительства, чтобы валютные запасы страны были направлены на решение этой проблемы, а не обесценивались за счёт инфляции на зарубежных счетах. Такой задачи в 90-е не могло быть: не до жиру!

Приводил с трибуны пример отрасли, к становлению которой имею прямое отношение: производство стеллажного оборудования для логистических терминалов. Если 20 лет назад импорт его составлял 90%, то сегодня 98% процентов производится на молодых предприятиях среднего бизнеса. Да, есть проблема с неконтролируемым ростом цен на металл, но это проблема другого уровня: уровня регулирования экономики, когда есть что регулировать. Этого примера становления новой отрасли с нуля профессор Нигматулин не услышал от своего однопартийца, а вышел на трибуну и стал сеять пессимизм: всё плохо! Более того, Булат Искандерович не услышал оптимизма в докладе Ненашева Михаила Петровича, Председателя Общероссийского движения поддержки флота, который сказал, что уже не в состоянии лоббировать размещение заказов на судостроительных верфях, так как они загружены от двух до пяти лет вперёд! Критика, которая прозвучала от Михаила Ненашева, относится к другой проблеме: судостроительные предприятия убыточны из-за обвального роста цен на металл. Но это проблема другого уровня.

Приведу в качестве примера обзор промышленности Твери, города, где прошла часть моей молодости в Советское время, где я начал заниматься бизнесом.

Завод «Центросвар», чья «проходная в люди вывела меня», работает. У него новая специализация: производит вагонные тележки, рамы, боковины для корпусов вагонов Тверского вагонзавода. В завод сделаны большие инвестиции. На территории завода работает другое предприятие, которое производит корпуса трамваев. Владельцы завода даже поменяли железобетонные плиты ограждения на современные энергоэффективные панели, сделали современные беспыльные полы. Выглядит как предприятие XXI века!

Ряд выходцев из завода «Центросвар» создали свои предприятия: одно выполняет заказы в сфере производства сложных металлоконструкций, в том числе для атомных станций, другое освоило выпуск автоприцепов для тяжёлой техники, коммунальное оборудование, третье производит оборудование для газовой и плазменной резки металла. Трое моих заводских коллег в 1990-е гг. организовали выпуск полной линейки техники собственной конструкции для выращивания и уборки льна! К сожалению, они в буквальном смысле опередили время: небольшой сбыт оказался только в Белоруссию, тему пришлось закрыть.

Тверской вагонный завод в Советское время выпускал только плацкартные вагоны в количестве около 1200 вагонов в год. Сегодня ассортимент продукции составляет порядка 20 видов. Пессимистам стоит заглянуть в отчет ОАО «Тверской вагоностроительный завод», который находится в открытом доступе. Завод производит и купейные вагоны, и двухэтажные, и вагоны электропоездов, и спецвагоны (порядка 1400 за 2020 г.), кроме этого — корпуса вагонов метро, корпуса вагонов трамваев и т. д. Объём выпускаемой продукции сегодня уже выше, чем в Советское время. Выручка за 2020 г. — 80,5 млрд руб. (это более 1 млрд долл.), а чистая прибыль составила 4,7 млрд руб. При этом основные показатели за три последних года уверенно растут. Предприятие выиграло тендер, в котором участвовали крупнейшие производители Европы, на поставку 1300 вагонов в Египет. Сегодня тверской вагонзавод — высокотехнологическое предприятие европейского уровня, которое превзошло себя периода СССР и по количеству и по качеству вагонов: качество выше не только по дизайну и новым отделочным материалам, но и по использованию нержавейки в производстве самого корпуса вагона, что продлевает его деятельное долголетие.

Выходцы из Вагонзавода организовали не одно предприятие, которое производит не только комплектующие, но и важные агрегаты (например, кондиционеры). Всё это поставляется как на сам вагонзавод, так и в страны ближнего зарубежья, на вагоноремонтные предприятия. Кажется, кто-то уже делает поставки в Индию.

Тверь (Калинин) в СССР производил 20% печатной полиграфии: сегодня в Твери не только сохранились два старых полиграфкомбината, но и возникли несколько новых предприятий полиграфии: три — с миллиардными объемами, и ещё несколько поменьше. Да, объём книжно-журнальной продукции стал меньше, но по объективным причинам появления Интернета. А вот молодые предприятия создали новую отрасль, которой в СССР почти не было: производство упаковки для других отраслей (фармокология, торговля, питание…). Эксперты, работающие в этой отрасли считают, что объем производимой полиграфии в Твери никак не меньше, чем в Советское время.

Тверской экскаваторный завод, который производил в Советское время экскаваторы среднего класса объемом ковша 0.63 м³ не только выжил, но и расширил линейку продукции: выпускает колёсные погрузчики, что-то для горнодобывающей отрасли. Вместо, по сути, одной единицы номенклатуры продукции раньше, сегодня производит 12 видов изделий. Объем продукции, по всей видимости, не тот, что при СССР, но и отрасль-то оказалась в условиях жесточайшей конкуренции от импорта. Даже в Твери построен японский экскаваторный завод «Хитачи».

Слышал от своего тверского товарища, что второе и третье поколение знаменитого в Советское время предприятия «Центрпрограммсистем» понасоздавали своих малых и, наверное, уже и не малых предприятий и пишут программы не только на внутренний рынок, но и на зарубежный.

Единственная в Твери промзона «Лазурная», которая в Советское время представляла собой неприглядное зрелище: сплошное бездорожье и почти полное отсутствие предприятий обрабатывающей промышленности (только предприятия стройиндустрии, бетонные заводы, базы стройорганизаций), сегодня выглядит, как новый «технопарк», в котором появились современные предприятия среднего бизнеса.

Конечно, многое потеряно: 90 га территории «Химволокно» выглядят удручающе, но основной цех выкупило ОАО «Сибур», сделало в него солидные инвестиции, сохранив специализацию как предприятия нефтехимической промышленности. Хлопчатобумажный комбинат перестал существовать, его цеха превратились в торговый центр. Наверное, таких примеров можно не мало отыскать. Но не буду их приводить, чтобы не нанести вреда предприятиям, так как зачастую оказывается, что при внешней разрухе на их территориях что-то сохранилось и работает: например, на том же бывшем «Химволокне», говорят, работает несколько десятков предприятий.

Но разве вся описанная картина «тянет» на приговор, что в экономике страны «всё плохо!»? Нет, не тянет. Более того, даже мой вывод, что «не всё так плохо», тоже является скромничаньем.

Давайте посмотрим вокруг себя: завод ГАЗ хоть и перестал выпускать легковые «Волги», но состоялся в выпуске всей линейки коммерческого транспорта и небольших автобусов, не дав импортной технике занять эту нишу. А завод «КАМАЗ» сегодня разогнался так на самосвалах и шасси для коммунальной техники, что посягнул на элиту грузового транспорта: мы видим на дорогах тягачи КАМАЗ, которые уже стали участниками и международных перевозок! Действительно, погибли два московских завода: ЗИЛ как мог долго тянул Лужков, но его, как и «Москвич» скорее погубила дорогая стоимость земли. Владельцам оказалось выгодней продать предприятия девелоперам, чем их развивать. Новый самолет «Суперджет» всё-таки летает в количестве около 100 единиц. Благодаря санкциям США степень локализации его производства увеличивается. В воздухе на испытаниях «МС-21». Ростех планирует создание новой авиакомпании только с отечественными самолетами. Президент наш, в конце концов, летает на отечественном ИЛ-96, что может себе позволить только Президент США (Airbus является продуктом европейской кооперации). Вместе с Китаем Россия строит новый широкофюзеляжный самолет.

Даже сам факт существования Ассоциации производителей станкроинструментальной отрасли «Станкоинструмент», Президент которой Самодуров Георгий Васильевич выступал на конференции с докладом, доказывает то, что даже в этой отрасли (самой пострадавшей) не всё так плохо, раз есть возможность объединяться в Ассоциацию. Профессор Нигматулин вынудил Самодурова назвать цифру падения производства станков в сравнении с Советским временем: в 10 раз! К сожалению, формат конференции не позволял комментировать и задавать вопросы, поэтому делаю это сейчас. Некорректно сравнивать с количеством производимой продукции в СССР: необходимо учитывать объемы РСФСР. Но даже не это главное: при плановой экономике зачастую планировалось к производству значительно большее количество изделий, чем требовала экономика.

Приведу пример из своего опыта. В середине 1980-х гг. меня направили в командировку на Пинский и Одесский станкостроительные заводы по рекламации. Наш завод «Центросвар» поставлял на заводы Минстанкопрома станины станков, изготовленные сварным способом (вместо литейного): в Пинск станины прессов, в Одессу — термопластавтоматов.

Переживаю: как же я допустил брак, теперь коллегам не из чего план делать и т. д. Приезжаю и вижу одинаковое зрелище: стоит «море» моих станин на год-два вперед. По наивности спрашиваю: зачем вызвали, если у вас есть из чего делать. Ответ: так положено! А почему эти станины не используете? Ответ: их надо отчищать от ржавчины, да и вообще «они проходят у нас процесс естественного старения для снятия напряжения в сварочных швах». Шутка конечно, но горькая. У каждого завода были свои «поля чудес», где «хранилась» ненужная продукция, ошибочно спланированная по количеству или бракованная. В 1990-е гг. о ней вспомнили, откопали даже то, что было закопано и сдали на металлолом.

Другой вопрос — вопрос качества производимой продукции и номенклатуры. По всей видимости, когда шла индустриализация в 1930-е гг. и в послевоенное восстановление экономики ошибки в планировании были незначительны: всё покрывалось дефицитом. Когда настала стабилизация в 1960-70-е гг., оказалось, что советские станки хороши своими станинами, а вот в системе приводов и «мозгов» отставание лет на 15. Запад уже перешёл на бесступенчатое регулирование оборотов, а мы не могли это сделать. Бесступенчатое регулирование давало возможность применять ЧПУ и т. д. Кроме того, СССР, насколько я помню, не производил токарно-карусельные станки с большими планшайбами до 18 м в диаметре, в которых нуждалась оборонка и атомная промышленность. В условиях Холодной войны, когда действовали сплошные санкции, СССР умудрялся их закупать по запчастям, кажется, из Японии.

К 1970-80-м гг. структура производства в СССР не соответствовала потребности экономики в чудовищных размерах. Пример в станкостроении я привёл. Другой пример — из сельского хозяйства: Госплан почти злонамеренно не планировал нужный объём запчастей для тракторов и комбайнов, а самих тракторов и комбайнов планировал в разы больше потребности. В результате многие могут вспомнить такие картины: новая техника зачастую шла на запчасти, пополняя «задние дворы» колхозов и совхозов, где хранилась отработанная техника.

Уверен, что проблема — не в самом принципе плановой экономики, а в: 1) абсурдном «коммунистическом» принципе планирования до 100% производственных мощностей предприятий из единого центра; 2) отсутствии многоукладности экономики; 3) «железном занавесе». Сегодня хорошо видно, что благодаря возможности свободно посещать западные выставки и предприятия, руководители и частного бизнеса, и госкорпораций не только изучили почти весь новый для нас номенклатурный ряд производимой ими продукции, но и имеют представление о технологии их производства (кроме секретных). Уверен, что именно эти знания, зачастую уже реализованные в отечественном производстве, могут обернуться «Новой индустриализацией страны», если государство поддержит предпринимателей, создав финансовые, налоговые, административные условия для расширенного воспроизводства.

Но даже простая макроэкономическая стабильность с начала 2000-х гг. после 90-х (в установлении которой я вижу безусловную заслугу Президента!) дала возможность развиваться даже обрабатывающей промышленности. Можно справедливо заметить, что часто вопреки, а не благодаря власти. Это так, но эта критика относится уже к качеству госуправления экономикой, когда есть чем управлять.

Рекомендую пессимистам читать сайт «Сделано у нас», который создал молодой программист 1981 г. рождения Роман Ковригин в 2010 г., когда ему было 30 лет! Девиз сайта «Нам есть чем гордиться!». Побудительным мотивом молодого патриота было как раз засилье пессимистического взгляда на нашу реальность, и он поставил задачу борьбы с таким самоуничижением нации. Успех сайта громадный! 20 тыс. уникальных посетителей в день. Информация сайта стала источником для различных экспертных оценок. Если верить информации этого сайта, то в России практически с нуля создана современная нефтехимическая отрасль, каждый день открываются новые производства. Из личного опыта каждого из нас хорошо видно, что сегодня в России создана новая мебельная отрасль: в СССР не производилось качественной ни мягкой, ни корпусной мебели.

Также рекомендую для борьбы с пессимизмом смотреть и официальный канал «Россия-24», который очень часто дает позитивную информацию с регионов и даже выпускает документальные фильмы о новых производствах. Стоит посещать отраслевые выставки в Москве на Экспоцентре и Крокус-Сити и других городах, чтобы убедиться сколько новых производств открылось в пореформенной России.

Развитие инфраструктурных проектов у нас у всех перед глазами: реконструируются и строятся новые аэропорты (не за горами, полагаю и возрождение малой авиации), новые скоростные железные и автодороги, мосты, туннели; развитие логистики и реконструкции ж/д. путей сегодня позволяет рефрижераторным составам за 7 суток преодолевать расстояние от Владивостока до Москвы, что приблизило экономически Дальний Восток к центральным областям и на новый уровень вывело возможности торговли с Китаем. Это стало возможным в том числе и благодаря молодым логистическим компаниям.

Удивительная слепота старшего поколения! Извечная проблема «отцов и детей» состоит в том, что отцы идеализируют своё прошлое, освящая его воспоминаниями о МОЛОДОСТИ. Именно память о молодых годах покрывает все недостатки прошлого, а старость затмевает глаза на положительные стороны настоящего! Это моё мнение, человека 1958 г. рождения. Людям 1944 г. рождения, к которым относится Булат Искандерович, не хватает лет 10, чтобы можно было нас отнести к разным поколениям. 14 лет разницы относит нас скорей к одному поколению, к которому мои сверстники принадлежат на правах «младшего брата». После того, как пришлось перевалить 60-летний рубеж, став последним пенсионером-«шестидесятником», я начал замечать за собой проявления старческого брюзжания, от которого меня излечила моя младшая дочь, когда я в очередной раз сказал что-то критическое в адрес молодёжи. Тогда я понял, что старость надо оставить в сторонке и оставаться молодым! Поэтому желаю того же «старшим братьям» своего поколения. Мы пожили в СССР в атмосфере оптимизма, давайте же не вгонять в пессимизм молодежь России, заставив себя видеть положительные стороны нашей жизни и, опираясь на них, находить рецепты её улучшения и добиваться этого от власти!

Задумаемся, как на нас смотрит молодежь, когда мы с трибун высоких собраний источаем тоску и обречённость: «вы, представители старшего поколения 1950-х гг. рождения, особенно 1940-х, в большей степени 1930-х, развалили Советский Союз, сами пожив в обстановке уверенности в завтрашнем дне, и не только не можете объяснить нам причин этого развала, но и сеете в нас чувство безысходности, подрывая в нас саму веру в будущее России». Именно такое обвинение в свой адрес я услышал в дружеской обстановке на рыбалке от своего товарища родившегося в 1970-х гг.: он ушел в армию при СССР, вернулся старшиной в РФ в самый разгар безработицы и вынужден был пойти охранником в тюрьму, чтобы прокормиться. Но не тут-то было: пришлось свои пайки отдавать зэкам, так как у тюрьмы не было денег. Поколения, рождённые в следующих десятилетиях, могут предъявлять к нам такие же претензии. Нам надо прекратить брюзжать, осознав, наконец, что слова имеют материальную силу, вспомнив, что СССР мы пробрюзжали на кухнях, в заводских курилках, в коридорах бесчисленных НИИ и КБ. В результате мы не смогли увидеть, так как были настроены праздно-критически к власти, не беря на себя нравственной ответственности за судьбу Отечества, что в самой лингвистической формуле горбачевской «перестройки с ускорением на повороте» была заложена философия развала и не смогли противостоять такому курсу.

Оптимистическим девизом современности, на мой взгляд, является следующая триада: «Традиционализм! Великодержавие! Новый Социализм!» и далее: «Россия прекрасна! Всё у нас получится! Мы знаем как!». Отчасти эти положения я раскрыл в статье «Новая Программа ПАРТИИ ДЕЛА: За и Против!», которая опубликована на сайте партии в разделе «Блоги» и на сайте нашего Института русско-славянских исследований имени Н. Я. Данилевского. Вероятно, продолжу писать на эту тему и дальше, представляя конкретные предложения, раскрывая, прежде всего, утверждение «Мы знаем как!»: нам слишком рано полностью уподобляться поздней КПСС (как сказал в своем выступлении Крупнов Юрий Васильевич!), в которой члены партии были согласны со всем, тем самым поучаствовав в развале СССР, должны нести за это полную историческую ответственность.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.