О какой «внешней мирянской миссии» мы говорим, если основная масса прихожан храмов РПЦ сама нуждается в элементарном христианском просвещении?

Статья Кирилла Рыжанова «Проблема – в отсутствии культуры свидетельствования о вере» на «Правблоге» на наш взгляд направляет дискуссию о приходской жизни на ложный путь.

Своими двумя главными тезисами – о «перегруженных» батюшках, «вкалывающих» на приходах до изнеможения и нуждающихся в «жалости прихожан» («Как мирянин скажу: да, на священниках слишком много обязанностей. И именно потому батюшек наших зачастую можно только пожалеть. Они попросту перегружены – отсюда и “выгорания”, и чисто физическая невозможность выполнения всего того, что они как бы “обязаны”») и о вынесенной в заглавие «проблеме мирянской внешней миссии» («Например, такой болезненный вопрос, как полное отсутствие культуры мирянской миссии. Слава Богу, ярких проповедников у нас хватает… проповедь сказана …А что делать дальше? Как достучаться до “внешних”? …каждый мирянин может и должен вносить свой вклад в дело миссии; свидетельствовать своей жизнью… в социальных сетях…. именно культуры такого свидетельствования о вере нет) публикация свидетельствует о неадекватном восприятии частью мирян окружающих их реалий церковной жизни.

Проблема – не в отсутствии культуры свидетельствования о вере со стороны мирян во внешней нецерковной среде, а в отсутствии просвещения самих мирян со стороны священников, в отсутствии побуждения священниками мирян к осознанному присутствию на службах и помощи им в этом. Проблема – в том, что из-за отсутствия полноценной приходской жизни прихожане храмов РПЦ просто не способны быть миссионерами и просветителями, не зная толком ни языка богослужения, ни самого богослужения, ни, следовательно, пронизывающей его истории церкви и догматики. Так как церковная служба несёт в себе колоссальный просветительский заряд, то за 30 лет свободной церковной жизни только за счёт регулярного посещения богослужения при условии сознательного присутствия (которого нет) паства РПЦ была бы просвещена в церковном учении.

Проблема мирян, считающих основной проблемой внешнюю миссию, – в игнорировании или непонимании евангельских заповедей о любви к ближнему и в частности о любви между христианами, по которой, согласно словам Спасителя, будут узнаваться Его истинные последователи: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35). Радетели за мирянскую миссию разве не видят вокруг себя на приходах безмолвных словесных овец, из года в год посещающих службы и не знающих о них почти ничего? Не считают, что именно они в первую очередь нуждаются в любви – любви как их самих, «внешних миссионеров», так и любви «перегруженного» священства, не переживающего за богослужебную безграмотность пасомых, а то и (а что остаётся думать?) удовлетворённых таковой безграмотностью.

Здесь следует обратиться и к «Лабарум. Сим победиши», надменно именующему прихожан «плохими танцорами» и упрекающему их в лености: «Если человек за 5-20 лет не изучил катехизис и богослужение, то неужели виновато в этом священноначалие, которое его «не заставило»? А кто ему не позволил? Дефицит книг? Думаете, нужно прихожан изнасиловать верой и любовью? Мы рады, что наша Церковь – не секта «Свидетелей Иеговы», в которой штудирование «Сторожевой башни» обязательно для всех».

И вы тоже не видите или не хотите видеть вокруг себя реальность и поэтому позволяете себе такие граничащие с глумлением пассажи? Наш народ – в высшей степени послушлив, отзывчив к указаниям начальства (а тем более – начальства в священнических ризах, которое в народе почитается как чуть ли не ангелы), терпелив и усерден в выполнении их. Он вверил себя окормлению пастырей, которым доверяет и верит, что они ведут его так, как надо и куда надо. Автор этих строк лично знает людей, после своего прихода в Церковь исправно НЕ посещавших всенощные бдения на протяжении нескольких лет (и причащавшихся без них), не по лености, а по незнанию.

Священники были настолько «перенагружены», что у них не было сил всего лишь оповестить своих прихожан о том, что воскресная служба состоит не только из литургии, и долг христианина – быть на воскресном всенощном бдении в субботу вечером (и уж тем более – перед причастием). Сколько раз вы слышали, как священник с амвона напоминает прихожанам о необходимости бывать на всенощной?

Священник олицетворяет Христа. Можете себе представить Христа, который во время земного служения отмалчивается по основным вопросам вероучения, не желает давать благоговейно внимающему Ему народу необходимые для спасения наставления, чтобы «не насиловать его верой и любовью»? Разве просвещение паствы не является прямой функциональной обязанностью пастыря? Неужели антиевангельская позиция «у нас нет дефицита книг, идите сами просвещайтесь» – это и есть просветительское кредо наших священников и катехизаторов, одним из которых является автор канала «Лабарум»? Вроде бы священников должно «распирать» от неуёмного желания поделиться со всеми окружающими своими знаниями об их любимом предмете, о том, что является делом всей их жизни – христианское богослужение, церковно-славянский язык (красотой и «неотмирностью» которого они так дорожат), о сути и навыках деятельной любви к ближним. Если просветители не горят желанием рассказывать обо всём этом, даже при наличии слушающей их благодарной аудитории – что будешь предполагать, кроме лежащего на поверхности: может быть это всё им неинтересно и не к этому лежит душа?

«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» (Лук.11:11–12).

Вместо изложения «технологии» любви к ближнему нас постоянно призывают любить Бога (намекая, что это возможно и без освоения деятельной любви к ближнему), вместо призыва к правильной организации богослужебной жизни (всенощные) нам зачитывают расписание служб на предстоящей седмице, вместо напоминания уходящим по домам с праздника Вербного воскресенья прихожанам о разрешении на рыбу и вино (часть соблюдающих Великий пост могла забыть, а часть – может не знать), им напоминают про предстоящий перед Пасхой субботник, вместо призыва к прихожанам не перемещаться по храму со свечами во время евхаристического канона, священники поощряют непрекращение продажи свечей в это самое благоговейное время службы, а часто во всё время пения Херувимской храм бывает наполнен звоном монет, так как бабушкам за свечным ящиком не терпится пересчитать тарелочный сбор, полученный от прихожан незадолго до этого.

Священники НЕ РАССКАЗЫВАЮТ прихожанам о красоте богослужения, об особенностях его, о составе его, о праздничных и вседневных церковных песнопениях, о напевах (гласах), о паронимах (церковнно-славянские слова, буквально совпадающие с русскими, и кажущиеся понятными, но имеющие иной смысл, например Единая Церковь в Символе Веры – не общая, не всеобщая, а единственнаявыну – всегдаразве – кромеравнодушный – единодушныйработа – рабствожена – женщина и т.д.). Священники НЕ ПРИЗЫВАЮТ прихожан осваивать службу и участвовать в богослужении пением предназначенных для общенародного исполнения молитв (об этом подробнее – в ближайших публикациях). Мы уже предположили, что причина этого – не «выгорание» перетрудившихся на ниве просветительства священников, как считает «Двуглав» в лице политолога Рыжанова. Всё это – признак того, что богослужение и церковно-славянский язык НЕ УВЛЕКАЮТ наше священство. Впору высказать и второе предположение: священство не только не увлечено этими предметами, но и НЕ ВЛАДЕЕТ ИМИ НА ДОЛЖНОМ УРОВНЕ. Невозможно представить, чтобы наставник, владеющий предметом и любящий его, не рассказывал бы о нём толпящимся перед ним и жаждущим знаний наставляемым, если только не допустить единственное оставшееся, но и ужаснейшее объяснение – заинтересованность наставника в неграмотности подопечного.

Кирилл Рыжанов (Правблог) пишет: «в службе вместо всех мирян участвуют непосредственно задействованные алтарники и хористы (ну и прикрывающие тыл работники свечной лавки)».

Чем же они «прикрывают тыл»? Тем, что гремят монетами и продают свечи в самые возвышенные и молитвенные эпизоды службы? А почему они так поступают? По зловредности своей? Или они тоже «плохие танцоры»? А может быть всё-таки плохие танцоры – это ничего не объясняющие им настоятели? А ведь это – как раз «передовые части» Церкви, именно к ним могут обратиться с вопросами зашедшие в храм новички.

Задайте этим «прикрывающим тыл» следующие вопросы:
▫️как называется идущая сейчас часть службы?
▫️из каких частей состоит всенощное бдение?
▫️когда во время всенощной можно сидеть?
▫️всегда ли можно ходить по храму, прикладываясь к иконам и ставя свечи? Если нет, то во время каких эпизодов это делать не рекомендуется?
▫️что такое «Единородный» (о Сыне Божием)
▫️почему мы, грешные, инструктируем саму Божию Матерь, указываем, что ей делать («Богородице, Дево, радуйся!»)?
▫️что такое «Иже премудры ловцы явлей»?
▫️кого из новомучеников Вы знаете, почитаете?

Это – «витрина», лицо и завсегдатаи храма. Опросите их (предварительно убедившись, что сами знаете ответы) и посмотрите правде в глаза. О какой внешней миссии мирян может говорить «Двуглав» и о какой вине прихожан за незнание службы может говорить «Лабарум», если не просвещены даже церковники, работники храма? Они тоже должны быть брошены священниками на произвол судьбы, предоставлены сами себе, как и прихожане?

Народ, пришедший в храм, рассчитывает на то, что он в надёжных руках, что христианские пастыри как любящие отцы не дадут ему вместо хлеба камень. К служению ближним Христос призвал всех своих последователей, а именно пастыри призваны подавать в этом пример. Результат работы пастырей на приходах – многолетний литургический сон прихожан, под пение наёмных хоров, отстранение их от любого участия в приходской и богослужебной жизни (кроме субботников и пожертвований). И в этой ситуации «Двуглав» призывает к мирянской внешней миссии, а для «Лабарума» – народ не тот…

На наш же взгляд, настало время переходить от внешнего церковного строительства (здания храмов) к внутреннему (соборная приходская жизнь). Необходимо переломить ситуацию пребывания мирян на службе в виде атомизированных личностей и начать им участвовать в литургии (греч. λειτουργία – «общее дело»): соборно (совместно, общинно, коллективно) и осознанно молиться богослужебными текстами. Кто нам в этом должен помочь, как не наши священники? Тогда и «внешние» начнут обращать внимание на «внутренних», «церковных», так как почуют в них образец для подражания.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.