Надо ли сдерживать талибов?

Узбекистан и Таджикистан готовятся к отражению вторжения талибов из Афганистана. Собственные вооружённые силы республик вряд ли самостоятельно справятся с подобной задачей. Если Узбекскую армию ещё можно с натяжкой назвать способной к отражению агрессии, то Таджикскую – вряд ли.

Узбекская армияличный состав – 48 тыс. чел. (резерв – 24,5 тыс.) и еще около 20 тыс. чел. в составе военизированных формирований; танки – 420; БТР и БМП – 1215, артиллерия и САУ – 137, реакт. арт. установки – 98. На вооружении ВВС – 185 летательных аппаратов, в том числе 90 единиц – ударные самолёты и вертолёты. Военный бюджет – 15 млрд долл. Протяжённость границы с Афганистаном – 144 км.

Таджикская армия – 9 тыс. чел., и ещё около 7,5 тыс. в военизированных формированиях, 1 военно-транспортный самолёт, 4 учебных самолёта, 20 вертолётов, танки – 253; БТР и БМП – 400, артиллерия и САУ – 80, ракетные комплексы – 125. Военный бюджет – 79 млн долл. Протяжённость границы с Афганистаном – 1344 км.

Узбекская армия выглядит гораздо солиднее, да и граница Узбекистана с Афганистаном по протяжённости почти в 10 раз меньше, чем у Таджикистана. Последний даже с учётом призыва 20 тыс. резервистов и размещения их вдоль границы вряд ли сумеет справиться с поставленной задачей.

Если же талибы смогут подмять под себя хотя бы часть территории Таджикистана, то и опасность для соседнего Узбекистана многократно усиливается, а значит и он будет нуждаться в помощи. Только вот кто будет её оказывать: Россия или США и Турция? В случае с Таджикистаном вроде бы всё понятно: член ОДКБ, агрессия против него попадает под действие договора. У РФ есть шанс не только реанимировать ОДКБ, авторитет которого упал очень низко после Карабахской войны и киргизско-таджикских столкновений, но и оказать определённое давление на Узбекистан, который приостановил членство в ОДКБ в 2012 г. и продолжает лавировать между Россией, США и Турцией в надежде сохранить «свободу рук» и получить максимальную выгоду. При этом особенно рьяно Ташкент заигрывает с Анкарой. Так, недавно стартовал совместный узбекско-турецкий проект строительства города «Новый Андижан». Кроме того в Узбекистане сняли запрет на ношение хиджаба в общественных местах, а президент Шавкат Мирзиеев подписал новую редакцию закона «О свободе совести и религиозных организациях», которая расширяет права исламских организаций в республике.

Таджикистан традиционно обратился за помощью к ОДКБ (т.е. – к России, хотя и здесь Турция готова перехватить у нас инициативу): в Душанбе уже побывал начальник объединённого штаба ОДКБ А. Сидоров. Таджикистан рассчитывает на сотрудничество с Москвой так как РФ в начале 90 гг. уже оказала действенную помощь властям республики в борьбе с исламистами в ходе гражданской войны. Кроме того, Таджикистан может рассчитывать на такую помощь по договору ОДКБ. И наконец, ираноязычный Таджикистан цивилизационно чужд Турции и тюркским государствам Центральной Азии и надеется может только на помощь России.

Перед нашей страной открываются новые возможности для укрепления своего влияния в регионе. Однако надо полагать, что и страны НАТО, прежде всего Турция (не исключено, что и США) попытаются сделать то же самое через Узбекистан. Поэтому главным условием для оказания Россией помощи должен быть полный отказ наших союзников от сотрудничества со странами НАТО. Россия должна сдержать исламистов не только, чтобы укрепить своё влияние, но и чтобы избежать исламизации Средней Азии. В противном случае «зелёное знамя ислама» может подняться уже в мусульманских регионах РФ, и тогда нам придётся бороться с моджахедами уже на своей территории, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.