Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 10. РАЗЛИЧИЯ В ХОДЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. §2. Рабство, данничество, феодализм. §2.5. Гнёт отвлечённого государства

[10:40] Весьма естественно, что результаты этого процесса долго оставались незаметными и незамеченными, – что, в сравнении с поименованными объединявшими началами, казавшимися началами высшего порядка, этим вновь народившимся национальным различиям не придавалось большого значения. Что значили, в самом деле, особенности языка, быта, народных представлений каких-нибудь виленей в сравнении с единством церкви, империи, рыцарства! Здесь у места будет заметить ещё одно различие между миром германо-романским и миром славянским. Между тем, как единство первого коренится в сверху наложенных (так сказать – соединительных) обручах иерархии церковной и гражданской, в аристократическом институте рыцарства, а народ всё более и более обособляется, единство второго коренится во внутреннем, сначала инстинктивно чувствуемом, но становящимся всё более и более сознательным, – родстве народных масс, искусственно разделённых историческими случайностями, интригами католического духовенства, беззаконным шляхетским честолюбием*.

________________________________________
* А теперь скудоумием так называемой интеллигенции, видящей свой идеал в нелепостях либерализма (посмертн. примеч. Н.Я. Данилевского).

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.