Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 10. РАЗЛИЧИЯ В ХОДЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. §2. Рабство, данничество, феодализм. §2.2. Внутреннее противоречие в жизни современной Европы. Франция – самое полное выражение Европы

[10:27] Видано ли когда, да и мыслимо ли, чтобы владычествующий класс не воспользовался тем, что власть предоставляет в его распоряжение, для улучшения своего материального положения, хотя бы в сущности и мнимого? Не говорит ли Брайт работникам, что их положение тогда только улучшится, когда они получат подобающее им значение в парламенте, – и не верят ли ему работники более, чем всем доводам экономистов? Пусть покажут аристократию, имеющую власть в своих руках и принявшую однако обет добровольной нищеты; тогда можно поверить, что такое же самообладание выкажет и голодающий народ, окружённый всеми соблазнами и возведённый в сан верховного властителя. Если принцип народного верховенства должен осуществиться на деле, то надо приготовиться и к тому, что обладатель власти потребует и приличного для себя содержания, цивильной листы и разных дотаций. Во время прений об реформе английского парламента, в начале тридцатых годов, один из поборников её, знаменитый Маколей, сказал (в одной из своих, исполненных ясности мысли речей), что он отвергает всеобщую подачу голосов, потому что она может иметь своим последствием только коммунизм, или военный деспотизм. Не далее, как через двадцать лет события, совершившиеся во Франции , оправдали слова знаменитого английского историка. Военный деспотизм окрещён даже громким именем цесаризма, возведён в теорию; установитель его заслужил имя спасителя общества, и признаюсь, я думаю, получил его по всей справедливости.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.