Как успешно реформировать высшее образование?

Статья опубликована в номере газеты «Гражданин-Созидатель» от 18.03.2014 г.

Давно назрела необходимость отмены Болонской системы высшего образования. Однако не все согласны вернуться к советской системе. «НЕЗЫГАРЬ» пишет: «Разрыв между СССР и Россией.. радикальный… Никакого распределения сейчас и в помине нет, а экономика давно и прочно стала рыночной».

Радикального отличия РФ от СССР нет с точки зрения планирования образования и трудоустройства в ряде отраслей: врачи, учителя востребованы, есть даже дефицит. Интересно, что медицинские и военные ВУЗы на Болонскую систему так и не перешли, сохранив «специалитет». Другое дело, что нет системы распределения и многие выпускники не хотят ехать в регионы. И рыночной экономики нет: у нас экономика монополистическая, в которой торговые сети разоряют малые производства.

Критики советской системы «специалитета» обходят стороной вопрос, как решается сейчас вопрос трудоустройства. Проблема не в том, что «специалитет» плох для рыночной экономики, а в том, что экономика сегодня слабо связана с системой образования. Но если «специалитет» был изначально «заточен» на обеспечение народного хозяйства специалистами, то система «бакалавр-магистр» с ним вообще никак не связана. В магистратуре можно учиться, не имея базового образования бакалавра. То есть магистратуру по инженерным специальностям может закончить бакалавр-экономист. Насколько высока отдача от подобного «профессионала», думаем, понятно. Интересно, что медицинские и военные ВУЗы на Болонскую систему так и не перешли, сохранив «специалитет».

Действительно, современная российская экономика отличается от советской, причём далеко не в лучшую сторону. Связь системы образования и экономики проявляется главным образом в вопросе востребованности выпускников ВУЗов. Вот тут и начинаются проблемы. Одной из главных причин невостребованности выпускников является отсутствие вакансий. Сегодня Министерство требует от ВУЗов активно сотрудничать с работодателями, чтобы трудоустроить выпускников. Однако, с одной стороны, работодатели не всегда заинтересованы в сотрудничестве, с другой – даже когда есть заинтересованность, речь может идти об индивидуальном трудоустройстве по специальности нескольких человек, но не о вакансиях для большей части выпускников. Большинство работодателей хочет получить сотрудников с опытом работы, а не «зелёных» студентов. В итоге убыль по естественным причинам старых специалистов не будет компенсироваться притоком новых.

Выход из сложившейся ситуации может быть найден в масштабной индустриализации страны. Развитие реального сектора экономики и развитие образования – звенья одной цепи, причём первое имеет определяющее значение для второго. Возникновение новых предприятий, заинтересованных в кадрах, поставит перед образованием другие задачи – увеличение количества выпускников, равно как и улучшение качества их подготовки. В условиях бурного развития экономики будет уже не до маразматических экспериментов с Болонской системой. Государство вынуждено будет формировать единую программу экономического и социального развития страны. Сама жизнь подтолкнёт к этому: цели образования будут чётко увязаны с задачами промышленного роста. Со своей стороны, повышение уровня подготовки специалистов ВУЗами «спровоцирует» дальнейшее промышленное и научно-техническое развитие страны. Как следствие этого – всестороннее развитие учебных заведений, рост зарплат и повышение престижа профессии преподавателя. Возвращение в экономику плановых показателей поможет определить нужное количество специалистов для подготовки в ВУЗах. Будет решена проблема «нужности» выпускников.

Всё вышесказанное особенно актуально в условиях «адских санкций». Проблему образования (и многие другие) можно решить с помощью Новой индустриализации. Отказ же от неё грозит нам полной потерей экономической, а в перспективе и политической независимости (причём не столь важно, кто именно выступит выгодоприобретателем от этого – США или Китай).

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.