«Голос молодёжи» (спецпроект канала «Россия – не Европа»): Ольга Максимова

У России – действительно замечательный потенциал для развития массовой культуры и хорошая база для развития современной  дореволюционное и советское искусство. Как же так получается, что при всём богатом наследии, в современной России среди представителей эстрады нет достойных? И что же будет в голове у человека, который заполняет свою жизнь в основном контентом сомнительных «звёзд»?

Прослушивание песен, просмотр фильмов, наблюдение за известными личностями, общепринятые идеалы и нормы  всё это формирует личность человека.

Не хочу показаться сексистом, но для дальнейшего разбора проблемы нужно обозначить, что «голос» массовой культуры в основном делится на «мужской» и «женский». Вне зависимости от пола исполнителя взгляд на жизнь преподносится с точки зрения определённого гендера. И даже несмотря на «разрушение стереотипов», происходящее в последнее время (которое порой приводит к формированию ещё больших ограничений), в России получаются два архетипа: женский  обязательно привлекательная, модная, не загруженная лишним девушка, и мужской  богатый, заботящийся только о своём благополучии и удовольствии человек.

Девочка следит за поп-дивами и тик-токерами  видит глуповатый, но смелый образ в красивой обложке и вместе с песнями впитывает: для того, чтобы добиться в этой жизни всего, нужно всего лишь быть привлекательной, готовой ко всему, дерзкой. Дальше, правда, есть несколько вариантов  нужно знать, как подстроиться под мужчину или быть «сильной и независимой», наплевав на мужчин в принципе. Но ни один из этих путей не ведет к адекватной постановке себя в обществе и созданию здоровых отношений ни с партнером, ни с людьми.

Для примера можно рассмотреть блогера и «певицу» Инстасамку, которая занимается откровенным плагиатом зарубежных исполнителей в своих треках и ведёт сомнительный образ жизни, выставляя его напоказ. В своём блоге девушка публикует видео, на которых выгоняет стилистов, называя их «обслуживающим персоналом», в разговоре открыто оскорбляет девушку, сравнивая её с собой и называя «нищей».
Конечно, с одной стороны за это её действительно порицают и недолюбливают не только обычные люди, но и многие «коллеги по цеху», с другой – благодаря агрессивным выпадам и оскорбительному поведению она набирает миллионы просмотров, приобретает всё больше фанатов. Действительно фанатов, которые поддерживают её и приносят прибыль. «Чёрный пиар – тоже пиар», который помогает хорошо зарабатывать.

Можно взять для анализа такую нейтральную, даже позитивную личность, как Клава Кока, которая очень популярна и имеет огромную аудиторию. Её песни, музыка и тексты максимально простые, не несут смысловой нагрузки, являются просто жизненными, легкими для восприятия и создания весёлой атмосферы.

Но повлиять на мировоззрение человека, изменить его взгляды, заставить пересмотреть свои поступки и стремиться стать лучше такое творчество не может. Такие песни, как у Клавы Коки – массовое явление, и данная певица только одна из многих производителей подобного.

С «мужскими» песнями все немного сложнее, так как в силу патриархального общества исполнители-мужчины более востребованы. Львиная доля самых популярных в России треков – о потребительском образе жизни, «пользовании» женщинами», наркотиках и культе превосходства.

«Если хочешь быть богатой – ублажи меня», повторяют строки Моргенштерна девочки двеннадцати-двадцати лет на камеру.
Что в голове у мальчика, который ассоциирует себя с героем песни, и как он станет общаться и взрослеть – лучше не думать.

Блоггеры, в интервью высмеивающие стереотипных мужчин, говорящие женщинам «вы заслуживаете уважения», спустя некоторое время выпускают песни, в которых представляют противоположный пол как обслугу, вещь для удовлетворения потребностей.
Почему такой диссонанс?

Неужели все эти уже взрослые люди транслируют в массы свою действительную точку зрения?

Отнюдь.

Во-первых, в российских реалиях петь «о важном» – просто невыгодно. К сожалению, происходит глобальная подмена понятий, и многие действительно хорошие, необходимые для всего человечества вещи, которые являются выбором человека – видеть свою реализацию в создании семьи, воспитании детей, глубокая религиозность – воспринимается зачастую скептически, со смехом или даже враждебно. Следовательно, такие идеи продаваться не будут. Жить «по классике» немодно. Наибольшую популярность сейчас приносит не смысл и талант, а эпатажность и скандальность. Современные дети и подростки хотят выделиться из толпы, почувствовать себя «крутыми», оторваться от стереотипов и традиций предыдущих поколений, а не слушать «что такое хорошо, а что такое плохо», поэтому подавляющее количество контента несёт разрушительный для личности характер.

Во-вторых, нет «национальной идеи». Если проследить за творчеством людей в разные эпохи в различных странах, можно заметить, что всегда есть что-то объединяющее. В России – в любое время, кроме настоящего – например, во всем прослеживалась любовь к Родине и надежда на её светлое будущее. Даже во времена советских репрессий, притесняемые поэты писали о любви и страдании за свой народ. Что произошло после распада СССР, и откуда взялось это пренебрежение к собственной стране, я сказать не могу. Скорее всего, люди просто не хотят задуматься и отделить страну от её режима, но итог один – происходит концентрация на отдельном человеке и его значимости в обществе, а не о реальном значении и пользе. Так удобнее.

В третьих, если даже вы начали петь о добре, морали и светлых идеях, то этому образу нужно соответствовать. Многие ли из современных шоуменов могут похвастаться незапятнанной репутацией? Не думаю. Ни откровенное воровство чужих работ, ни пренебрежительное отношение к «простым людям» не может заставить народ отвернуться от своих идолов. Бывает, блоггеры прямым текстом говорят, что не считают обычных людей себе ровней…

На самом деле, здесь проблема ещё и в том, что института репутации в России попросту не существует и звёзды несут ответственность за сказанное или сделанное в крайне редких случаях. И то – только если это супер-остросоциальная тема, которую «модно» продвигать.

Но, скажет кто-то, нельзя же полностью перекладывать ответственность за происходящий хаос только на исполнителей, блоггеров и прочих. Ведь «простое и доступное», то что преследует нас в журналах, интернете, на улице – это зеркало общественных настроений. Попса работает на массового зрителя, следовательно, учитывает его вкусы и подстраивается под них, а не воспитывает личность человека, как это делает элитарное искусство.

Да, это так, но парадокс России – в том, что выбора у людей нет, и поп-эстрада сама «растит» потребителя «под себя», скатываясь из-за вседозволенности с каждым годом всё ниже и ниже.

Государству же не нужно, чтобы народ задумывался над происходящим, имел четкую гражданскую позицию и предпринимал какие-то реальные действия. Легче вкладывать деньги в индустрию потребительства, нежели озаботиться развитием граждан, поэтому патологическая озабоченность только собой, ложные ценности, громкие, но пустые недовольства и периодические фальшивые бунты — петиции, «лайки» на околополитические посты звёзд — очень выгодны.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.