«Стратегические сессии»: признаков экономической стратегии России нет

До сих пор российские СМИ продолжают комментировать следующую новость: в Правительстве России 30 августа прошла стратегическая сессия по развитию отечественной финансовой системы. Несколько позднее, появилась также информация о том, что были проведены сессии по другим темам и направлениям. В тот же день, 30 августа очень лаконично было сообщено, что серия сессий завершилась проведением сводной стратегической сессии «Основные направления экономической политики в условиях внешнего санкционного давления».

Заметим, что мероприятие названо не «заседанием» или «совещанием», а именно «стратегической сессией». Какой-то новый, мало нам знакомый формат. Кажется, ранее уже было одно мероприятие, получившее подобное название. Речь идет о стратегической сессии по развитию отечественной промышленности, которая проходила в июле на полях международной промышленной выставки ИННОПРОМ в Екатеринбурге.

«Стратегическая сессия» – термин, известный продвинутому бизнесу. Уже достаточно давно крупные компании за рубежом проводят встречи с участием своих ведущих менеджеров и сотрудников и привлечением при необходимости внешних экспертов для разработки новой или корректировки действующей корпоративной стратегии. Видимо, российское правительство решило позаимствовать у бизнеса такой инструмент стратегического планирования. Резкое обострение отношений России с коллективным Западом, которое началось с 24 февраля этого года, подобно лакмусовой бумажке выявило многие слабые (впрочем, также и сильные) стороны российской экономики. Новая непростая международная ситуация и более ясное понимание особенностей российской экономики обусловливают необходимость изменений экономической политики российского государства.

Организованные правительством стратегические сессии, включая сводную, были проведены в блиц-режиме. Все что известно о них – два коротких вступительных слова премьер-министра М. Мишустина. Первое – на стратегической сессии по развитию отечественной финансовой системы – на 3,5 минуты. Второе – на сводной сессии – на 3 минуты. Трудно поверить, что серию сессий (общее число их не сообщается), проведенных за один день, можно назвать действительно «рабочими». Что они действительно помогли нам продвинуться в понимании долгосрочных целей экономического развития и определении средств их достижения. Скорее всего, это серия ритуальных заседаний для того, чтобы поставить галочку и доложить президенту о проделанной работе.  Как сказал премьер, решение стратегических сессий, необходимо для начинающегося процесса разработки федерального бюджета на следующий год и на предстоящее пятилетие. Он также вспомнил об уже хорошо подзабытых национальных проектах, которые были запущены после майского указа президента 2018 года. Они будут скорректированы (в том числе с учетом решений стратегических сессий) и продолжены.

Примечателен состав участников сессий. В частности, в работе сессии   по развитию отечественной финансовой системы, как сообщено на сайте правительства, приняли участие 65 человек.  Из них 7 – вице-премьеры. Также министры финансов и экономического развития, председатель Банка России, чиновники правительства и министерств, Центрального банка, администрации Президента, несколько человек от Федерального собрания, мэр Москвы Сергей Собянин. Также руководители ведущих банков, включая главу Сбербанка Германа Грефа и главу ВЭБ Игоря Шувалова. Также несколько олигархов, представляющих российский бизнес; главный из них – Владимир Потанин. Также несколько представителей «от народа и общественности» и «прочие». Такие, как Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» и Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей.

Одним словом, все та же «колода». Все те же «герои», которые ответственны за наши экономические провалы, но которые никакого наказания за них не понесли. А некоторые даже получили поощрения. Например, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, который недавно был возведен в ранг вице-премьера. Именно им и поручена почетная миссия «благословить» «новую» экономическую стратегию России.

Видимо, организаторы стратегический сессий специально ограничили информацию об этих мероприятиях, дабы лишний раз не раздражать граждан России, у которых уже образовалась устойчивая идиосинкразия на лица из указанного списка. Итак, все что нам доступно, это два вступительных слова премьера. Образно выражаясь, «альфа» мероприятия. Но я подозреваю, что были и заключительные слова, «омега».  И у меня есть основания полагать, что «омега» ничем не отличается от «альфы».

Предлагаю проанализировать краткое выступление премьера на сессии   по развитию отечественной финансовой системы, чтобы понять, что за «стратегия» родилась 30 августа.

Вот одна из ключевых фраз премьера: «Главная задача сейчас – принять среднесрочные меры, направленные на восстановление темпов роста. Для этого нужно комплексное развитие всех секторов: фондового, банковского, страхового и пенсионного. Совместные усилия Правительства и Банка России должны быть направлены на разработку эффективных инструментов, которые отвечают на вызовы нового времени».

Мой комментарий.

Темпы экономического роста не могут быть целью стратегии. По многим причинам. Например, по той причине, что бенефициарами всех реальных приростов экономики может быть не Россия, а Запад. Последний через механизмы иностранных инвестиций и внешней торговли будет по-прежнему получать весь добавочный ВВП в виде энергоносителей, других природных ресурсов и инвестиционных доходов.

Уже не приходится говорить о том, что сам показатель ВВП (валового внутреннего продукта) не отражает реальной экономической динамики. Чиновники давно уже научились «рисовать» нужны цифры ВВП с помощью «пены» (например, по российской методологии, даже сектор государственного управления, т.е. те же чиновники, создает ВВП!).

То так называемое «комплексное развитие всех секторов: фондового, банковского, страхового и пенсионного», которое происходило до сих пор, наоборот, убивало реальный сектор экономики (т.е. тот сектор, в котором действительно создается общественный продукт: промышленность, сельское хозяйство, строительство). Например, банковский сектор душил компании реального сектора, высасывая их них все соки посредством ростовщических кредитов. В состав финансового сектора включены такие компоненты, как фондовый, банковский, страховой и пенсионный сектора.

Фондовый сектор, который присутствует в российской экономике все годы, ее только угнетает. Ему принадлежит немалая роль в том, что российская экономика перестала быть экономикой и превратилась в большой «игорный дом». На фондовом рынке сегодня, по данным Московской биржи, присутствует около 20 миллионов наших граждан (если судить по количеству открытых брокерских счетов). Люли не хотят трудиться, они хотят играть и выигрывать.  Но постоянно почему-то (понятно почему) систематически проигрывают. Когда нет времени для объяснения, почему проигрывают, то я привожу короткую фразу современного американского писателя Роберта Орбена: «На деньги нельзя купить одного – бедности. Тут нужно обратиться к помощи фондовой биржи».  Фондовый сектор – гадюшник, который надо не «комплексно развивать», а срочно прикрыть.  Именно так поступили власти СССР в конце 1920-х годов, когда перестраивали управление экономикой (переход от НЭПа к индустриализации и пятилетнему планированию). В эпоху «угара» НЭПа в Советском Союзе было свыше тысячи бирж (товарных, фондовых, валютных). В 1930 году были закрыты последние.

Пенсионное обеспечение, которое в СССР осуществлялось исключительно с помощью государственного бюджета, в «демократической» России превратилось в «финансовый сектор», который живет по законам наживы, рыночного азарта и обмана. Эту дикость надо срочно ликвидировать.

В твердом остатке в финансовом секторе можно оставить лишь банковское и страховое дело. Но, естественно, и банковская, и страховая деятельность должны радикальным образом измениться. До тех пор, пока целью банков и страховых компаний будет получение максимальной прибыли, они могут лишь угнетать и даже уничтожать реальный сектор экономики. В первую очередь, нужна не разработка каких-то чудодейственных «эффективных инструментов, которые отвечают на вызовы нового времени», а изменение целей институтов финансового сектора. Без этого банкиры вместе с продажными чиновниками будут внедрять новые «эффективные инструменты», позволяющие обогащать в новых условиях олигархов и их «ассистентов» в лице чиновников. Следовательно, и далее экономически ослаблять Россию. Что и нужно ее геополитическим противникам.

Не может не удивлять и не возмущать фраза: «Совместные усилия Правительства и Банка России должны быть направлены на разработку…». Премьер тем самым соглашается, что правительство и Центробанк могут и дальше сосуществовать как две автономные ветви власти. Банк России должен входить в состав исполнительной ветви власти. Напрямую это, к сожалению, не зафиксировано в Конституции РФ. Но и обратное также не вытекает из Конституции. Без малого тридцать лет назад России навязали конституцию колониального типа. Попытались противопоставить правительство и ЦБ. Вчитайтесь в формулировку статьи 75 Конституции: «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Из нее видно, что Центробанк – орган государственной власти. А куда его воткнуть, если у нас три ветви государственно власти: законодательная, исполнительная и судебная? Конечно, Банк России следует в срочном порядке подчинить правительству. А слова «совместные усилия» в этом случае выглядели бы более чем странными.  Впрочем, тогда потеряла бы всякий смысл приведенная выше формулировка статьи 75.

Рублем по большому счету должно заниматься правительство. Об этом внятно сказано в статье 114 Конституции: «Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». А статья 75 в «телеге», называемой «Конституция РФ», оказалось «пятым колесом». Причем квадратным, мешающем нормально двигаться всей «телеге». Такое «квадратное колесо» было навязано России американскими консультантами в далеком 1993 году для того, чтобы легализовать в РФ деятельность резидентуры США, прикрываемой вывеской «Банк России».

Увы, Правительство РФ продолжает катиться по той колее, в которую его поставили еще в начале 1990-х годов американские «друзья» Бориса Ельцина и движение по которой охраняют все те лица, которые присутствовали на стратегических сессиях 30 августа.

Короткое выступление премьера просто переполнено «перлами», которые ярко свидетельствуют не только об отсутствии у власти стратегической альтернативы нынешнему экономическому курсу, но и об отсутствии трезвого понимания нынешнего экономического положения России. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие его слова: «Благодаря совместным с Банком России решениям удалось стабилизировать рынки и банковскую систему, снизить инфляционные риски, что сегодня положительно отражается на динамике потребительского спроса». Названная премьером стабилизация рынков и банковской системы – иллюзия, самообман и, к сожалению, обман. Нам еще в 2014 году должно было бы стать очевидным, что коллективный Запад нас будет убивать. И нам нужны срочные меры по защите – как военной, так и экономической. Образно выражаясь, нам надо было в кратчайшие сроки построить «крышу» над головой, которая могла защитить нам от «грозы» в виде агрессии коллективного Запада. С тех пор прошло восемь лет, но «крыша» не построена. Применительно к экономике под построением «крыши» я имею в виду полное импортозамещение, которое гарантировало бы нашу экономическую независимость. 30 августа, когда премьер произносил свои успокоительные слова, над нашими головами не было страшной грозы с молниями, ливнем и градом. Создалась опасная иллюзия «стабилизации».

К концу нынешнего года ситуация на небесах для России наверняка изменится к худшему. Например, сократится валютная выручка от экспорта. Правительство уже обещает, что осенью федеральный бюджет начнет сводиться с большим дефицитом. По итогам года он точно будет дефицитным. А где бюджетный дефицит, там, как нас еще учили в институте, жди и роста инфляции. Ситуация может стать еще более драматичной в силу того, что, несмотря на все призывы отказываться от «токсичных» валют в пользу «дружественных», наша банковская система переполнена именно «токсичными». А как иначе, если мы после громких заявлений о переходе в расчетах за природный газ на российские рубли, по-прежнему продолжаем получать от европейских импортеров евро? А от импортеров нефти – доллары? Не надо к бабке ходить для того, чтобы предсказать: будут новые валютные «заморозки». А, может быть, и конфискации.

А наш импорт? Тут ни о какой стабилизации речи быть не может. Через некоторое время в России начнут ломаться импортные машины и оборудование. Импорт запасных частей в значительной степени перекрыт…

Подытоживая свои размышления, прихожу к неутешительному выводу: никакой стратегии перехода России с рельсов колониальной, зависимой экономики на рельсы национальной, суверенной экономики на сегодняшний день у власти нет. Нет даже понимание необходимости такого перехода. Все стратегическое мышление чиновников свелось к тому, что свои ритуальные заседания они стали называть «стратегическими сессиями».

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.