Русская диаспора: от участи наблюдателя к участию в жизни страны
Чем шире будет круг профессионалов, которые получат реальную возможность участвовать в выработке стратегического курса социального и экономического развития России, тем выше будут шансы у всего нашего общества заложить основы более разумной, взвешенной и, что самое главное, дальновидной (долгосрочной) общенациональной политики, отвечающей интересам всех россиян и зарубежных соотечественников, всех социальных и национальных групп.
Среди этих профессионалов — ученых, бизнесменов, специалистов в различных областях знания — особо выделяется когорта наших соотечественников, проживающих за рубежом и способных увидеть проблемы современной России не только «изнутри» — духовными очами русского православного человека и патриота России, но и со стороны — глазами гражданина другой страны и иного мира — русского американца, русского немца, русского француза …
Но в чем конкретно заключается возможная роль русской диаспоры в определении стратегического курса России на рубеже третьего тысячелетия?
По сути, речь идет об историческом повороте в развитии страны, о глубоком и качественном изменении всей системы отношений (взаимных прав и обязанностей) между государством, встающим на путь демократического развития, и реальным человеком, который адаптируется к институтам формирующегося гражданского общества и осваивает их потенциал в условиях самоуправления. Поворот этот, хотя и в разной степени, но затронет всех — как граждан России, так и соотечественников — граждан других стран и лиц, не имеющих гражданства. Эту перемену можно свести к формуле: восхождение от участи к участию. Имеется в виду восхождение от предопределенной эпохой тоталитаризма участи быть уже по факту принадлежности всегда-и-во-всем-верноподанным или от столь же незавидной участи стороннего (по неволе) наблюдателя — к деятельному участию в жизни своего Отечества.
Подобное изменение статуса соотечественников пойдет только на пользу России: хотя они и рассеяны по всему миру, но те «семена русскости», что упали на новую почву, чаще всего давали добрые всходы под новым солнцем. Весь опыт русской эмиграции (увы, за исключением последних лет повальной криминализации общества) свидетельствует об одном: ни трудолюбия, ни талантов, ни открытости занимать нашим соотечественникам не приходилось, как, впрочем, и острого чувства органичной духовной принадлежности к земле отцов.
В силу различных и всем известных причин многие россияне утратили российское гражданство или не имели возможности его обрести, но сохранили в сердце чувство гражданственности, знакомое, увы, далеко не всем полноправным гражданам, и образ Отечества, который зачастую не совпадал и не совпадает ни с изменчивым образом (и тем более «самообразом») нашего государства, ни с правленой-переправлен- ной политической картой России…
Если мы признаем, что носителями государственных интересов являются не только и, пожалуй, не столько министерства и ведомства (ведомственные интересы и честь мундира — далеко не последние мотивы в процессе принятия решений), сколько рядовые люди, в том числе и те, кого относят к политическим диссидентам, то следует признать и тот факт, что носителями российской гражданственности могут быть наряду с российскими гражданами и соотечественники — граждане других государств и так называемые неграждане.
Очевидно, что права этих людей не должны сводиться к «высочайшему соизволению» называться соотечественниками. Впрочем, ни в одном обществе, даже самом бесправном, власть не в состоянии отнять у человека это право! Уже по одной этой причине неуместны любые попытки политиков или политологов максимально сузить круг соотечественников, исключив из него, к примеру, или тех, кто не имеет гражданства, или лиц, происхождение которых и «чистота крови» вызывают сомнение, или людей, относимых к разряду инакомыслящих.
Уверен, что любые попытки дать (или в сфере законотворчества, или при определении концепции государственной политики в данном вопросе, или при разработке соответствующих государственных и межгосударственных программ) абсолютно точную и всеохватывающую дефиницию соотечественников будут малорезультативны, поскольку мы обязаны уважать чувства всех людей, которые считают себя российскими соотечественниками, независимо от того, что является основанием их самоидентификации — кровные узы, культурная ориентация, религиозные убеждения или политические воззрения.
Разумеется, при решении конкретных вопросов, предполагающих, к примеру, процедуры приобретения или утраты российского гражданства, определение форм социальной защиты и т.п., потребуется четкий дифференцированный подход и соответствующая классификация. Но это обстоятельство ни в коей мере не может служить оправданием одностороннего (со стороны государственных органов) признания или непризнания права человека быть со-Отечеством.
Но самое важное — это объективная потребность России, а следовательно и ее заинтересованность в том, чтобы все, кто связывает с ней смысл своей жизни, имели возможность послужить Отечеству, выступая не только в качестве объекта российской политики, но и в качестве ее субъекта.
Соотечественники, пребывающие в добровольной или вынужденной эмиграции, и соотечественники, которые никогда не покидали родины, но которых покинуло отечество, оставив своих детей в «новом зазеркалье», — все они вместе и каждый в отдельности стали связующими нитями между прошлым и будущим исторической России.
Именно эти бесчисленные человеческие нити-судьбы могут и должны рассматриваться в качестве основы национальной стратегии. Основы, которая способна скрепить во времени и пространстве любые «поперечные нити» — федеральные, региональные и международные программы различного класса, как непосредственно связанные с укреплением отношений с зарубежными соотечественниками, так и все остальные, реализация которых могла бы в перспективе способствовать защите интересов наших соотечественников, их общин и организаций.
При этом, конечно, и сама государственная стратегия будет представлять собой нечто большее, чем предопределение будущего. В этом случае она приобретает принципиально новое качество: взору откроется ее социальное и нравственное измерение, своего рода «ретро-потенциал» — способность изменять прошлое, корректируя и наполняя новым смыслом исторические факты.
Воистину, наряду с прогнозированием и планированием на длительную перспективу выбор стратегии предполагает и выбор прошлого (см. об этом: В. Расторгуев. «Рубеж тысячелетий…» «Церковь и общество». №1—2, 1998 г.). Объяснение этого культурного феномена лежит на поверхности: от того, сохранится ли в генетическом коде общенациональной = государственной стратегии система ценностей, освященная всей историей становления национальной культуры и религиозного самосознания народа, зависит и наше понимание прошлого, и — более того — оценка нашего «сегодня» с позиций ушедших поколений. Прошлое — и приснопамятное, и «перезабытое-залеченное» — не ушло ни из социальной жизни, ни из нашего языка, ни из совести народной, ибо не делит нас Господь на живых и мертвых.
Однако роль прошлого в современной жизни в немалой степени определяется тем, сумеет ли общество построить приемлемую для всех основных социальных и национальных групп стратегию социального развития и принять ее. Принять солидарно, соборно, без противостояния граждан и «неграждан», русских и «русскоязычных», красных и белых, в интересах Отечества, а не отдельных кланов и групп, готовых приватизировать и пустить на торги не только отчую землю и все, что на ней находится, но и само понятие «отечество».
Не только мы можем по собственной или по чужой воле отречься от наших предков, но и они — от нас. Различие состоит лишь в том, что наше отречение — предательство, а их отречение — суд…
Таким образом, выбор стратегии — это или оправдание истории в наших реальных свершениях, или оправдание собственной духовной немощи, то есть самооправдание ценой отказа от собственного духовного наследия — сердцевины национальной культуры во имя пресловутых «вызовов времени сего», диктуемых не столько объективной потребностью, сколько просто диктуемых… И тогда все великие жертвы народа, воинские, трудовые и духовные подвиги предков наших могут в одночасье оказаться напрасными. Напрасными, разумеется, не для тех, кто совершал их во имя спасения и во Имя Спасителя, а для нас.
Говоря языком науки, национальная стратегия развития, сберегающая полноту жизни, — это стратегия сохранения и приумножения системного потенциала России — и новой России, и исторической. Потенциала, который несводим ни к ресурсному, ни к экономическому, ни к интеллектуальному, взятым по отдельности, и который нельзя разъять на составляющие, сберечь, не используя. Даже если само государство раздроблено (точнее, разбито!) на множество независимых государств, его системный потенциал остается величайшим достоянием народов-созидателей и в течение определенного времени может быть восстановлен в их интересах. Восстановлен не силой, а умом, не насильственным воссоединением, а грамотной интеграцией.
Где же заключено ядро, сердцевина, жизнеобразующая сила системного потенциала России и, напротив, какое время необходимо, чтобы надежды на возрождение отчей земли стали неосуществимыми?
Жизнеобразующая сила системного потенциала России — в солидарности соотечественников — и граждан, и иностранцев, и неграждан. Причина распада государства и гибели национальной культуры — это забвение гражданского долга, утрата национального духа, русского духа. И час этот тем ближе, чем быстрее из народного самосознания исчезнет временной горизонт тысячелетней истории, образ Святой Руси — нашего общего Духовного Отечества.
Суть проблемы соотечественников, как она видится ныне, может быть сведена к формуле, известной каждому с детства: время лечит, безвременье калечит. Чем быстрее мы перейдем от безвременья — тактики выживания с ее коротким временным горизонтом — к стратегии жизни, тем очевиднее станет и роль русской диаспоры в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии России. Широкий временной горизонт, доступный духовным очам и открывающий непреходящее (на столетия и тысячелетия в прошлое и будущее), излечивает душу народа точно так же, как излечивают глаза необъятные горизонты России. Этот горизонт позволяет увидеть за правами человека и народа права культуры и природы родной земли, за творениями рук человеческих — Творца.
Тот факт, что начальные предпосылки эпохи собирания камней уже созревают, не вызывает сомнений. Могли бы мы, к примеру, еще недавно хотя бы представить себе возможность парламентских слушаний с выработкой рекомендаций, направленных на расширение прав соотечественников, независимо от их политической ориентации, социального статуса и положения? Наверное, нет. Могли бы мы в России еще недавно свободно говорить о национальных интересах русского народа и других народов, населяющих Россию, если у многих наших граждан до сих пор в голове не укладывается, что национальная безопасность и безопасность государственная — не взаимоисключающие понятия и что важнейшим объектом национальной безопасности становятся не столько какие-то абстрактные идеологические наднациональные интересы, сколько национальный и семейный уклады жизни?
Думаю, что принципы построения российской политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, которые заложены или, точнее, будут заложены в законах Российской Федерации и ее субъектов, в соответствующих программных документах исполнительной власти и конкретных проектах, должны полностью совпадать в своей основе. Любое противоречие в этой области, чем бы оно ни обосновывалось — политическими амбициями руководителей или несогласованностью действий исполнительной и законодательной власти (а таких противоречий, как известно, немало), ставит под вопрос действенность российской политики и наносит непоправимый ущерб престижу власти внутри России и престижу самой России за рубежом.
Кроме того, эти принципы должны распространяться на всех российских соотечественников, в том числе и на различные волны русской эмиграции, поскольку в задачи государственной политики входит активная работа по снятию накопившихся противоречий между основными группами наших зарубежных соотечественников — граждан России и граждан других государств, а также достаточно большой группы лиц, не имеющих гражданства.
И последнее: принципы построения российской политики в отношении соотечественников необходимо согласовать с установками всех концепций в различных областях государственной политики (отраслевых стратегий) и соответствующих им федеральных и международных программ, которые разрабатываются и осуществляются с целью определения единой внутренней и внешней политики России, поскольку все эти концепции и программы отражают или, точнее, должны отражать разные стороны единой стратегии развития России.
Выполняются ли эти условия, столь очевидные с точки зрения логики и методологии? Нет, хотя результатом столь слабой организации работы является не только отсутствие серьезных результатов в решении проблемы соотечественников, проживающих за рубежом, но и неспособность четко прогнозировать развитие ситуации, отсутствие внутренней логики и системы в законотворческой работе. А причина все та же — ведомственная замкнутость, неумение и нежелание сотрудничать. Очевидно, что эти недостатки нашей работы должны быть преодолены в кратчайшие сроки и в тесном сотрудничестве с наиболее активными группами наших соотечественников.
Журнал «Церковь и общество», №3, 1998