ПАТРИОТИЗМ ИЛИ ДИКТАТУРА. ВЫБОР БУДУЩЕГО ИЛИ ДИКТАТ ИСТОРИЧЕСКОГО РОКА

Газета Российского христианского демократического движения “Путь”. Июнь 1994 г.
Завершается эпоха, длившаяся в России почти век – эпоха идеологической экспансии. Для сознания людей переходного периода характерно причудливое сплетение идеологических мифов и реальных жизненных нужд. Монолитность сознания сменяется его расщеплённостью, ортодоксальная вера в догмы – двоедушием и цинизмом, массовый оптимизм – пессимизмом и унынием. Идеология теряет свою “плоть”. В подобной ситуации требуется сравнительно небольшой толчок, чтобы грандиозная конструкция рассыпалась в прах. Это и произошло в России в августе 1991 года. Но прах этот оказывается “радиоактивным” – духовные “микробы” глубоко внедрены в души людей, в новых формах ослепляют сознание, коверкают речь, парализуют или ложно ориентируют волю… Новые идеологические соблазны можно преодолеть не слепой борьбой с национальным возрождением, но, напротив, возрождением традиционных ценностей.
Просвещенный патриотизм это – любовь к своей многострадальной родине, знание истории и культуры своего народа. Как всякая истинная любовь, она исключает националистическую гордыню, шовинистическую ненависть и агрессию. Бескорыстное, жертвенное патриотическое сознание избегает искуса самообольщения: оно способно и критически осмыслить собственную историю, и учесть чужой опыт. Здоровое чувство патриотизма является источником понимания других народов. Возрождение подлинного русского патриотизма это – возрождение соборности – всемирной отзывчивости, открытости русского народа, строившего великое государство в солидарном согласии со всеми народами России. Патриот всегда государственник, ибо только сильное традиционное, а не идеологизированное государство охраняет органичные жизненные устои и способно обеспечить силу права, в противоположность современному разгулу права сильного. Патриотическая позиция это – умеренный национальный консерватизм, основанный на незыблемых духовных ценностях, и в силу этого предпочитающий реализм в противоположность утопизму; благотворные преобразования – общественным потрясениям; конституционные реформы – революционным переворотам; конструктивизм в противовес радикализму и экстремизму всех мастей. Просвещенный патриотизм это – принятие личной ответственности за свою историю, культуру, за своё духовное наследие и среду обитания. Это отношение к профессии как к личному божественному назначению, гражданскому служению. Это видение новой возрожденной России, где раскрепощено творческое начало личности, где на место чиновного диктата приходит соборное обсуждение и согласие, где руководство страны отражает и воплощает здравый смысл народа, где воскресают традиционные сословия и образы культурных, общественных, хозяйственных, политических деятелей, строивших Россию. Патриотизм есть вера в свою Родину, её призвание, вера в творческую силу её духа, в грядущий её расцвет. Кто борется с естественным чувством любви великого народа к своей родине, кто разрушает государственные устои, тот ввергает общество в новую идеологическую одержимость. Необходимо осознать непреложную историческую истину: тысячелетний российский национально-государственный организм не уничтожим чисто человеческими силами. Чем больше удастся разрушить Россию внешним и внутренним ее врагам, тем более радикально воссоздастся ее единство. Ничего хорошего это не принесёт ни измученным народам России, ни миру. Поэтому, слепые вожди слепых, – не настало ли время одуматься, хотя бы во имя самосохранения?!