Памяти профессора Расторгуева Валерия Николаевича (1949-2021)
Мощелков Е.Н.
Творческая биография В.Н. Расторгуева
РАСТОРГУЕВ Валерий Николаевич (8.09.1949, г. Калинин; с 1990 г. Тверь — 6.07.2021, г. Москва). Окончил филологический факультет Калининского государственного педагогического института (1971). С 1986 по 1996 г. — заведующий кафедрой философии Тверского государственного университета. Доктор философских наук, профессор. Тема кандидатской диссертации — «Гносеологический анализ гипотетического мышления в различных видах творческой деятельности» (1980), тема докторской диссертации — «Концептуальный синтез в специализированных областях культуры» (1991).
Научная и творческая деятельность В.Н. Расторгуева с конца 1990-х гг. теснейшим образом переплетена с практической политикой. В 1991-1993 гг. — эксперт Верховного Совета РСФСР. В 1993-1996 — депутат Совета Федерации Федерального Собрания РФ первого созыва (сенатор), заместитель председателя Комитета по социальной политике, экологии и здравоохранению, член Комиссии по Регламенту и парламентским процедурам. В 1996-2000 гг. — в Главном управлении внутренней политики Администрации Президента РФ. Член Научно-экспертного совета и Координационного Совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию. В разные годы был членом Президиума Российского фонда культуры, заместителем главного редактора журнала «Трибуна русской мысли».
С 2000 г. научная и творческая жизнь профессора Расторгуева тесно связана с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, куда он пришел работать на новую кафедру теоретической политологии философского факультета (зав. кафедрой профессор А.С. Панарин). С 2003 г. он становится заве- дающим этой кафедры, а в конце 2008 г. переходит на созданную на философском факультете кафедру философии политики и права, на которой трудился до конца своей жизни.
В 2014г. В.Н. Расторгуев плодотворно сотрудничает в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Институт Наследия), у истоков создания которого он стоял в начале 1990-х гг. Под его руководством в институте стали разрабатываться научные направления, связанные с исследованиями цивилизационных процессов в российском обществе. Он неоднократно выступал с докладами на международных конференциях и межпарламентских форумах. Валерий Николаевич был вдохновителем и организатором знаменитых Панаринских чтений, которые много лет проводятся на философском факультете Московского университета с участием Института Наследия. В 2021 г. состоялись XIX Панаринские чтения.
В.Н. Расторгуев в своих трудах разрабатывал сложную проблематику философии и методологии стратегического планирования применительно к мировой и российской социальной динамике, основы философии российской государственности. В центре его научных интересов всегда находились концептуальные вопросы национальной идентичности России, идейно-нравственных и культурных основ российского общества.
В.Н. Расторгуев последовательно и активно, с научных позиций выступал за укрепление цивилизационно-этнокультурной политики России, за последовательное отстаивание исторических духовных ценностей и актуальных национальных интересов России. Своими идеями и огромными знаниями он щедро делился со своими коллегами и учениками — студентами и аспирантами Московского университета. Последовательно отстаивал свою позицию в многочисленных докладах на всемирных конференциях ООН и межпарламентских форумах, на международных научных конгрессах и конференциях, как в России, так и за рубежом.
В.Н. Расторгуев— лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники за разработку и внедрение системного экологического мониторинга как компонента стратегической безопасности (2006). Почетный работник высшего образования РФ, государственный советник 3 класса, академик РАЕН и Академии Платона (World University Academy Plato, Греция). За разработку Экологической доктрины России отмечен благодарностью Президента РФ (2003), Почетной грамотой Администрации Президента РФ. Участие в международных научных проектах отмечено орденом Авиценны (ООН) и орденом «Единение» (в честь 60-летия ООН). Имеет награды Русской Православной церкви за разработку совместных образовательных программ.
Библиография научных работ В.Н. Расторгуева включает более 300 наименований, в том числе и более 20 монографий и учебных пособий. Последние книги — «Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования» (2004), «Колодцы мира. Экологическая доктрина России: от замысла к пилотным проектам» (общ. ред., 2004), «Экология человека в изменяющемся мире» (в соавт., 2008), «Философия и методология политического планирования» (2009), «Цивилизационное наследие славянского мира» (2009), «Пророк в своем отечестве. О прогностическом даре Александра Панарина» (2010), «Умная политика и культура прогнозирования» (2012), «Патриотизм и русская цивилизационная идентичность в современном российском обществе» (2017, в соавт. с Т.В. Беспаловой), «Цивилизационное развитие России: наследие, потенциал, перспективы» (коллективная монография, 2018), «Философия политики и права: Энциклопедический словарь» (в соавт., 2018), «Совершенствование понятийного аппарата в сфере государственной культурной политики современной России» (коллективная монография, 2020), «Национальная память в эпоху перемен» (в соавт., 2021), «Университетские лекции по истории философии политики и права» (в соавт., 2021).
Мощелков Е.Н
Расторгуева Р.Л.[1]
Воспоминания
Я молод.
Сетовать не след.
Но черных птиц
Я понял ругань.
И желтый Обнаженный свет –
Дурман
Осеннего недуга.
Я плод запретный
Не отверг
И более
Не знал запрета.
Я вечен.
Мой отмечен век
Конечной датою
За это.
Валерий Расторгуев. 1971 г.
Написал молодой аспирант 21 года… Впереди — ровно полвека и интересная, наполненная жизнь, которую он всегда выбирал и строил сам по своим особым, только ему известным маршрутам и лекалам.
Конечно, необыкновенная одаренность бросалась в глаза с детства: мальчик легко сочинял прозу и стихи, прекрасно рисовал, но этого одного было бы мало без невероятного трудолюбия и упорства в достижении желаемого. Увлекшись графикой, часами просиживал над своими миниатюрными рисунками — экслибрисами, книжной графикой, малюсенькими значками, придуманными и изготовленными своими руками, «которых больше ни у кого не было» и которые так любил дарить таким же, как он сам, книголюбам и любителям старины. Книги оставались его драгоценным богатством всю жизнь. А кумиром, конечно, был Александр Сергеевич, — нет, в юности еще не Панарин, а «наше всё», наш главный Александр Сергеевич, у могилы которого 14-летний Валерик написал:
Монастырские тяжелые ворота,
Мозаичный древний образок, —
У стены высокой без заботы.
Как нарочно, полыхнул цветок.
Белые холодные ступени
Поднимались медленно туда,
Где лежали траурные тени,
Где я понял слово «никогда».
Все, кто переживают горькую утрату, часто слышат: «Время — лучший доктор, время все лечит»… Но у нас в семье доктор не очень хороший попался, боль от потери нашего любимого мужа, отца и деда не утихает. Не принимает сердце это «никогда», он просто уехал, и надо ждать…
В опустевшем доме все осталось на своих местах, его книги, его кресло; но нет главного, не звучит его голос, не льется его речь, которой нам больше всего не хватает.
Это тоже был дар — умение говорить. Легко, изящно, аргументированно, убедительно, красочно: тут и метафоры, и пословицы, и цитаты, откуда-то бравшиеся в нужную минуту, и игра слов.
В стихотворении А.К. Толстого, ставшего прекрасным романсом, есть строчка: «Твоя же речь ласкает слух…» — удивительно точное определение! Увлекшись, он часто создавал свои уникальные устные шедевры, которые хотелось слушать еще и еще. Я многократно бывала на его лекциях и выступлениях, всякий раз они заканчивались аплодисментами, слушатели плотно окружали лектора, благодарили, долго не отпускали, стараясь получить ответы на свои вопросы. Ему удавалось быстро найти контакт с любой аудиторией и очень нравилось именно беседовать со слушателями, — важен был диалог. Холодный менторский тон — это было не его, — скучно, без изюминки, без перчинки. Нет, его среда — живая беседа, что очень нравилось присутствующим. В обществе «Знание», лектором которого он был много лет, не кончались заявки на лекции, просили прислать Расторгуева. Тверская область огромная, он исколесил ее всю, старался побывать везде, где ждали. Может быть, поэтому его так легко избрали в Совет Федерации: его знали, слушали, ему доверяли.
Доброжелательный, улыбчивый, деликатный, невероятно скромный, — таким привыкли его видеть все, кто с ним общался. Таким он был и в семье: кормильцем, советчиком, учителем, а главное, он был сердцем нашей семьи — неутомимым тружеником, примером честного служения своему делу, своим близким. А его невероятная щедрость! А его тонкая ирония! Бывало, что и посмеивался, но его ирония никогда не была злой, она не обижала, не унижала собеседника и перекрывалась самоиронией; он частенько подшучивал над собой, повторяя, что, увы, не идеален.
Нам остро не хватает нашего любимого мудреца, к которому мы шли, как к Соломону, за разъяснениями, толкованиями и решениями всех наших чепуховых проблем, а он, «по мере сил», старался помочь в наших затруднениях. Ни разу (!) нам не было сказано, что занят сейчас, что сложная работа и т.п. Напротив, все немедленно откладывалось в сторону и начиналось, иногда и мучительное для него, вхождение в семейные проблемы (какие шторы лучше повесить, куда поставить кресло, как разгрузить переполненный книжный шкаф и т.д.).
За 44 прожитых с ним года я не могу вспомнить моего мужа в унынии, депрессии, даже просто в плохом настроении, что называется «встал не с той ноги». Не было этого у него! Удивительно оптимистичный, весь в работе, в решении очередной головоломки, никогда не опускавший руки от неудач (а у кого их не было?). То, что не получалось, его только раззадоривало. Сколько проектов, планов, программ смог он придумать, осуществить и пробить за свою жизнь, — поверьте, список не мал. В свои годы он был полон планов, идей, столько собирался разработать новых курсов лекций, написать задуманную книгу, да мало ли чего еще… Подводили ноги, а голова работала прекрасно. На пенсии не пожил ни одного дня. Поэтому и не успел начать писать акварели, обещанные в молодости, привести в порядок обширную библиотеку, разобрать накопившиеся архивы…
А кто ответит на жгучие вопросы нашей сегодняшней жизни? Только он мог нам терпеливо растолковать, а часто и предсказать хитросплетение событий.
В старину повествование о герое заканчивали стандартной фразой «И это все о нем». Нет, все рассказать невозможно, потому что вспоминаются все новые грани таланта и богатства души замечательного человека, он рядом в душе и мыслях, и не может быть иначе, ведь
…Нам душу
Не понять свою.
Она — дитя,
Обману рада.
Готова верить
Мукам ада.
Не верит
Лишь Небытию.
1971
Соловьев А.В.
Жизнь с мыслью о России: о творческом пути В.Н. Расторгуева
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
Из ПЕСНИ
Валерий Николаевич Расторгуев внес большой вклад в российскую науку и политическую практику России. Его деятельность стала отражением его личных качеств, сформировавшихся в период его становления как гражданина своей страны.
Родившийся в Тверской области, он с раннего возраста полюбил свою «малую родину». По мере взросления это чувство приобрело масштаб любви ко всей стране и ее народу. Это нашло отражение в его жизненной позиции и профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют его многочисленные труды, посвященные проблемам развития России как равноправной участницы мирового цивилизационного процесса.
Проникновенные слова песни трогают душу человека, размышляющего о судьбе своей Родины. На протяжении столетий для многих соотечественников любовь к Отечеству была чувством, сплачивающим людей в рамках единого государства. Патриотизм — знаковое отношение человека к своим корням. Как правило, люди положительно относятся к Отчизне, но бывают случаи, когда они ненавидят свою Родину, желая ей беды и невзгоды. Такие примеры известны в истории. И само понятие «патриотизм» получает разноречивые оценки у разных людей в зависимости от их убеждений.
Говоря о качествах человека, гражданина и ученого, трудно обойти понятие «патриотизм». Оно возникло еще в давние времена и характеризовало гражданскую позицию человека. В разные времена в зависимости от типа государственного устройства, политической обстановки оно меняло свое содержание. Учитывая то, что и многие термины политики имеют ценностные черты, понятие патриотизма, особенно с добавлением различного рода уточняющих определений, приобретало различный смысл и трактовки, носившие порой контекстуальный характер.
Не пытаясь осветить все аспекты понимания этого термина, можно предположить, что речь идет о попытке расценить его через критерии «истина» и «ложь». Конечно, это не исчерпывает всех его коннотаций. Людям присуще желание получить четкий ответ на свой вопрос, как в стихотворении В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Как свидетельствует история, эта проблема по-разному трактовалась авторитетными авторами, которые привносили в решение проблемы элемент субъективности. Л.Н. Толстой, используя «определение», данное патриотизму Самуэлем Джонсонам (1709-1784) в афористической форме на одном из заседании Литературного клуба в 1775 году («Патриотизм — последнее прибежище негодяя»), резко отрицательно отзывался о патриотизме. В период горбачевской перестройки подобная характеристика этого феномена была широко распространена в либеральных кругах, с целью дискредитации положительного отношения
к своей стране у граждан СССР. Правда, любители выборочного цитирования забывали о контексте, в котором был первично произнесен афоризм. Позднее Джеймс Боссуэлл, присутствовавший на литературном вечере, в жизнеописании Джонсона попытался разъяснить истинный смысл этой фразы. По его мнению, это относилось к тому патриотизму, которым многие во все времена и во всех странах прикрывали личные интересы.
Когда размышляешь о вкладе, внесенном В.Н. Расторгуевым в российскую науку, в педагогический процесс, в государственную службу, в отношения с коллегами, учениками, — подыскиваешь емкое слово, которое охарактеризовало бы его со всех сторон. Наверное, одним словом не обойдешься. Наиболее подходящие — это любовь и уважение к Человеку. Отсюда можно как в теореме вывести все остальное.
Жизнь давала ему по его силам и способностям. После окончания филологического факультета Калининского государственного педагогического института в 1971 году он поступил в аспирантуру кафедры философии того же института, которую успешно закончил. Потребность осмысления философских аспектов науки, культуры, образования направила его профессиональную жизнь именно в это русло. С 1987 года он возглавил кафедру философии в Тверском государственном университете. В 1991 году защитил докторскую диссертацию.
С 1991 года он — на государственной службе, где стремится воплотить свои замыслы применительно к областям деятельности, которыми занимался: в качестве эксперта Верховного Совета РСФСР (1991-1993), депутата Совета Федерации Федерального Собрания РФ первого созыва, заместителя председателя Комитета по социальной политике, экологии и здравоохранению, члена Комиссии по Регламенту и парламентским процедурам, государственного советника 3 класса Администрации Президента РФ (1996-2000).
Отдельным видом творческой деятельности В.Н. Расторгуева были публикации в российских и иностранных СМИ. Тематика этих публикаций соответствовала его научным интересам, а также его гражданской позиции. Он является автором свыше 300 научных публикаций, в том числе 20 монографий и учебных пособий. Кроме российских изданий В.Н. Расторгуев публиковался в иностранных СМИ. Вспоминаются две статьи, которые мне довелось переводить на французский язык для журналов «Conflits» («Конфликты»)[2] и «Liberte politique» («Политическая свобода»)[3]. Как профессиональный переводчик, могу сказать, что мне приятно было переводить его тексты, так как они отличались ясностью и содержательностью. Думаю, что идеи статей были положительно восприняты французскими читателями.
В своих публикациях он выступал против нападок на Россию со стороны ее противников, пытающихся отождествить фашизм с Россией, взвалить ответственность за последствия Второй мировой войны на народ-освободитель и любой ценой отыскать или насадить «русский фашизм» до прямого оправдания и даже легализации гитлеризма .
Он думал о будущем России, об укреплении ее государственности и путях, ведущих к этому. В одной из своих политико- философских статей он писал: «Не пора ли признать самоочевидный факт: образование сильного государства начинается с сильной и выверенной научной и образовательной стратегии, не противоречащей религиозной культуре народа и национальным интересам, что позволит раскрыть системный потенциал страны — духовный, интеллектуальный, экономический и природный?»[4].
Его волновали не только проблемы внешней политики, но и внутренней; проблемы постперестроечного периода, например проблема отношений между «самоназванными элитами» и народом. В.Н. Расторгуев отмечает процесс стремительного разделения так называемых элит. Это разделение, по его мнению, происходит не только по схеме «актеры и публика», но и по другой — «сытые и голодные». Он показывает, что самоназванная элита вытесняет и пожирает цеховые элиты — сообщество подлинных мастеров и подмастерьев, подлинно профессиональную национальную элиту, являющуюся продуктом долгой, иногда многовековой и межпоколенческой селекции. В современной России она совершенно не представлена на политической сцене[5]. В.Н. Расторгуев далек от приукрашивания реальности; можно сказать, что он обостренно воспринимал противоречия и трудности реальной жизни во всех сферах, в том числе и в политической сфере.
Важной вехой, характеризующей В.Н. Расторгуева как человека и соратника, были ежегодные Панаринские чтения, которые он организовывал на философском факультете в память о своем друге и соратнике А.С. Панарине. Организации и проведению этих чтений В.Н. Расторгуев отдавал много сил — физических, духовных, организационных. Они собирали большое количество людей, заинтересованных в возрождении нашей страны. Уровень и цели конференции привлекали не только отечественных участников, но и представителей иностранных государств. В этих чтениях регулярно принимали участие выпускники кафедры, не теряющие с ней связь. К сожалению, Панаринские чтения в декабре 2021 г. прошли без его участия в связи с безвременным уходом Валерия Николаевича из жизни. Они были посвящены проблеме национальной идентичности России в эпоху стратегической нестабильности. Это — одна из проблем, привлекавших интерес ученого и гражданина.
Будучи талантливым педагогом, В.Н. Расторгуев с пристальным вниманием следил за процессами в отечественном образовании. Далеко не все радовало его: не только недостатки ЕГЭ, но и другие проблемы. В частности, это относится к стратегиям непрерывного образования. Он указывает на особые риски, возникающие в ходе реформирования отечественной системы образования, а также управления наукой: 1) непрекращающееся реформирование, не оставляющее ни малейших шансов на успешность реформ; 2) осуществление реформ по преимуществу строго по вертикали, зачастую наперекор мнению профессионального сообщества и специфике регионов; 3) выбор стратегии реформирования в сфере образования и науки продиктован не внутренними потребностями страны, а просто навязан, прямо скопирован или механически заимствован. В основе мотивации копирования болонской системы в РФ — желание любой ценой и в кратчайшие сроки создать открытое образовательное пространство (ЕС-РФ) с унифицированными требованиями. Он отмечал, что реализация этого замысла осуществляется путем грубого демонтажа лучших и конкурентно- способных отечественных моделей обучения. В.Н. Расторгуев подчеркивал, что незавершенный характер процесса делает даже начальные цели «пожизненного образования» трудно реализуемыми[6].
Важная сторона в деятельности преподавателя — это ученики и продолжатели. В.Н. Расторгуев уделял этому вопросу большое внимание. Он сыграл значимую роль в формировании молодых ученых. Это касалось не только тематики, а в значительной степени и развития научного потенциала учеников, передачи знаний и методологического опыта новому поколению российских ученых. Под его научным руководством было защищено 10 кандидатских и 1 докторская диссертация. Не менее важным было руководство дипломниками. Именно на этом этапе формируются и закрепляются навыки научной работы. За время работы на философском факультете под руководством В.Н. Расторгуева защитились 13 студентов-выпускников.
В.Н. Расторгуев при понимании противоречий развития современной России обладал чувством исторического оптимизма. Он писал: «Будем надеяться, что Россия переживет не только своих могильщиков, но и тех, кто решится занять их место. Но это — оптимистический сценарий, который невозможно предсказать, хотя можно осуществить. Здесь все зависит не столько от поставленной цели, сколько от верности тому служению, к которому относится всякая созидательная деятельность, в том числе и политика, если она, конечно, мотивирована нравственным чувством. В противном случае социальная политика становится антисоциальной, культурная — антикультурной, и так по всему спектру политик»[7].
Его слова носили порой провидческий характер: «Разлом России и глобальный разлом — две стороны одной медали. Возможно, последнему разлому будут предшествовать скрежет, трещины по фасаду и бегство крыс, и многие смогут подготовиться к худшему. Возможно, это произойдет совершенно спонтанно, от накопившейся усталости несущих конструкций, которые не были рассчитаны на чрезмерные нагрузки.. .»[8].
Филологическое образование, полученное в Калининском государственном педагогическом институте, сформировало у В.Н. Расторгуева особое отношение к устной и письменной речи, высокую требовательность к тому, что выходило из-под его пера, а также понимание значения языка в жизни человека и государства. Он отмечал важную особенность российской цивилизации — единое языковое и образовательное пространство, выстроенное в большинстве регионов на принципах билингвизма. Все разноязычные этнические группы в результате получили в России защиту своих родных языков и культур и благодаря этому внесли безмерный вклад в становление русского языка как языка межнационального общения. В.Н. Расторгуев подчеркивал, что именно русский язык и культура билингвизма являются всеобщим цивилизационным достоянием и условием успешного развития.
Именно потому, что язык играет важнейшую роль в формировании сбалансированных отношений в полиэтнических государствах, один из основных ударов русофобской политики на Украине, по мнению В.Н. Расторгуева, был нанесен по русскому языку и в целом по русской культуре[9].
В.Н. Расторгуев регулярно выступал в СМИ. Чаще всего в Информационном агентстве «Русская народная линия», а также на российском федеральном общедоступном телеканале «Общественное телевидение России» (OTP). Его выступления носили злободневный характер и подкупали искренностью позиций и глубиной проникновения в проблемы; в частности, затрагивали взаимодействие между властью и гражданами России.
В.Н. Расторгуев возлагал надежды на возрождение и укрепление России: «Подлинный лик России открывается только тем, кому дано видеть и служить. Да и Россия в отличие от множества других государств устроена так же: пока она служит высшей цели, она сильна и едина, когда же эта цель подменяется или уходит, и жизнь ее теряет смысл, а распад страны становится делом техники и суетной заботой нанятых политтехнологов. Но возвращается вера в дома и души, оживает русский дух в наших сердцах, а с ним возвращается энергия государственного строительства»[10].
В рамках одной статьи невозможно полностью описать личность человека, особенно одаренного различными талантами. Но когда каждый воспроизведет в этом сборнике запомнившиеся ему факты, черты характера своего коллеги, которые запомнил, можно надеяться на сохранение образа человека, который был рядом с нами.
Начав словами одной известной песни, закончу осмыслением строк другого не менее известного стихотворения — М. Светлова: «Отряд не заметил потери бойца и «Яблочко»- песню допел до конца». Мы заметили потерю Валерия Николаевича, мы скорбим о его безвременном уходе, но «Яблочко» — песню мы допоем и всегда будем помнить о нашем друге, товарище и наставнике. Каждый будет вспоминать о нем в соответствии с тем, кем он для него был.
Сытин А.Г.
Валерий Николаевич Расторгуев как исследователь творчества А.С. Панарина
Когда думаешь сегодня о Валерии Николаевиче Расторгуеве, память неизбежно как-то связывает его с Александром Сергеевичем Панариным. Это неудивительно: Валерий Николаевич был преемником Александра Сергеевича по кафедре, его верным соратником, его единомышленником во всех важнейших вопросах, его личным другом, продолжателем его дела. В человеческом плане то, что сделал Валерий Николаевич после того, как Александра Сергеевича весьма безвременно не стало, на мой взгляд, вообще может служить образцом того, что можно сделать для того, чтобы память о друге оставалась живой.
Валерий Николаевич очень много сделал для сохранения и переиздания трудов А.С. Панарина. Наиболее очевидный результат этой деятельности — переиздание важнейших трудов ученого в виде фундаментального тома (объемом более 1200 страниц) под названием «Православная цивилизация» в знаменитой книжной серии «Русская цивилизация» под общей редакцией О.А. Платонова. Книга вышла в 2014 году[11]. В этом прекрасном издании В.Н. Расторгуев участвовал и как составитель сборника, и как автор весьма содержательного предисловия (объемом более печатного листа) о всех важнейших аспектах мысли и деятельности Александра Сергеевича (само это предисловие написано таким образом, что может рассматриваться как отдельная и значительная научная работа, имеющая самостоятельное значение). Кроме того, очень хорошая презентация этой книги была организована в рамках Международной книжной выставки-ярмарки в Москве в 2014 году. Велика заслуга Валерия Николаевича и в том, что подавляющее большинство значительных работ А.С. Панарина сегодня доступно читателям и в электронном виде (отметим, например, книгу Панарина «Русская культура перед вызовом постмодернизма», куда вошел и текст его неоконченной книги «Духовные катастрофы нашего времени в свете современного философского знания», которая никогда не выходила из печати при жизни Александра Сергеевича12).
Очень много сделал В.Н. Расторгуев и для популяризации идей Александра Сергеевича, причем в самых различных формах: и в своих учебных занятиях, и в своих многочисленных выступлениях в средствах массовой информации, и как научный руководитель — в организации работы своих студентов и аспирантов по близкой тематике; и, конечно, же, в форме «Панаринских чтений», которые, начиная с 2004 года, проходят ежегодно и в которых роль Валерия Николаевича и как идейного вдохновителя, и как непосредственного организатора и ведущего, что называется, трудно переоценить[12]. Отдельно нужно сказать о серии коллективных монографий, которые были изданы затем на основе и по материалам этих чтений.
Таким образом, можно сказать, что Валерий Николаевич Расторгуев неустанно и очень верно служил сохранению памяти А.С. Панарина — и как (во многом) хранитель его наследия, и как популяризатор и пропагандист его идей, и как продолжатель его дела в самом широком смысле этого слова. Однако в данной статье хочется сказать о роли Валерия Николаевича именно как исследователя трудов А.С. Панарина, что представляло собой в известном смысле целое направление его деятельности. Цель настоящей статьи — выявить и проанализировать ключевые идеи важнейших работ В.Н. Расторгуева, посвященных исследованию наследия А.С. Панарина.
О наследии А.С. Панарина В.Н. Расторгуевым написано немало. Отчасти это было обусловлено сложившейся и всеми признаваемой ролью Валерия Николаевича как главного «идейного наследника» Панарина и главного специалиста по его наследию. Однако среди этих работ выделяются некоторые, где, как представляется, изложены главные идеи В.Н. Расторгуева в данной области. Прежде всего хотелось бы назвать книгу Валерия Николаевича «Пророк в своем отечестве. О прогностическом даре Александра Панарина», составленную из ряда его статей и выступлений и вышедшую из печати в 2010 году[13]. Также очень значительным по содержанию представляется уже упомянутое выше «Предисловие» В.Н. Расторгуева в фундаментальном издании трудов А.С. Панарина под названием «Православная цивилизация»[14]. Весьма концентрированной по содержанию является также энциклопедическая статья Расторгуева «Панарин Александр Сергеевич», написанная сначала для словаря «Философия политики и права. 100 основных персоналий» и затем воспроизведенная в издании «Философия политики и права: Энциклопедический словарь» (новейшее издание — 2021 года)[15]. Самостоятельный интерес представляют также, на наш взгляд, такие, например, статьи В.Н. Расторгуева по указанной тематике, как «Политическая теория и аналитика Александра Панарина» (2015)[16], «Традиционализм А.С. Панарина» (2017)[17], «Призвание и признание Александра Панарин» (2014)[18].
Для нас важно, прежде всего, выявить, что именно в творческом наследии А.С. Панарина более всего привлекало внимание В.Н. Расторгуева как исследователя. В плане выбора трудов ответ на этот вопрос представляется достаточно очевидным. В ответ на вопрос о важнейших трудах Панарина Валерий Николаевич всегда называл две книги позднейшего периода творчества мыслителя: «Православная цивилизация в глобальном мире» (2002)’ и «Стратегическая нестабильность в XXI веке» (2003) . По мнению Расторгуева, в этих книгах более всего нашла выражение собственная концепция Панарина. Важным доказательством таких приоритетов для В.Н. Расторгуева среди трудов Панарина выступает то, что именно эти два труда Валерий Николаевич выбрал для включения в уже упоминавшийся нами том избранных произведений мыслителя «Православная цивилизация». Валерий Николаевич, впрочем, очень хорошо знал наследие Панарина и нередко цитировал (или приводил в списках, в энциклопедических и словарных статьях) и другие его работы, например: «Россия в циви- лизационном процессе (между атлантизмом и евразийством)», «Глобальное политическое прогнозирование», «»Вторая Европа» или «Третий Рим»», «Искушение глобализмом», «Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке»[19]; а также упоминал его неоконченную работу «Духовные катастрофы нашего времени в свете современного философского знания» (мы уже отмечали выше, что текст этой неоконченной книги затем целиком был включен в посмертное издание «Русская культура перед вызовом постмодернизма».
За время, которое прошло с кончины А.С. Панарина, сложилась уже определенная литература о нем и его творчестве[20], так что уместно, вероятно, отметить, что именно отличает работы о нем, принадлежащие перу В.Н. Расторгуева.
Очень хорошо написала об А.С. Панарине его супруга и верный соратник, доктор философских наук Наталья Николаевна Зарубина. Она сосредоточила внимание прежде всего на мировоззренческих установках и методологическом подходе Панарина. В частности, она отмечала, что А.С. Панарин мыслил категориями Вызова и Ответа, искал, каким образом можно через научное философское творчество дать достойные ответы на вызовы современной эпохи. Одной из важнейших угроз обществу он считал угрозу гражданской демобилизации. А одним из главных вызовов, «обращенных к современным ученым в области философии и гуманитарных наук, считал вызов постмодерна, искушающий соблазном принять за подлинную научность абстрактные игры с текстом»21.
Гражданское служение философа, по мнению Н.Н. Зарубиной, А.С. Панарин понимал прежде всего как возврат философии к статусу науки, объясняющей мир. Одновременно он понимал политическую философию как выражение глубочайшего неравнодушия философа к тому, что происходит в современном ему мире. Так, он полагал, что политической философии необходимо выработать язык, на котором можно было бы формулировать национальный опыт доступно для всего народа. Также он был глубоко чужд идее «очистить» знание о политике от ценностей, ценностных подходов. Панарин (вослед Альберту Швейцеру и Ивану Ильину) полагал, что мир открывается исследователю лишь постольку, поскольку ангажирует его. Поэтому исходный методологический принцип философского исследования, по Панарину, — это ангажированность исследователя. И, наверно, в особой степени это относится к социальной и политической философии, сосредоточивающим внимание на общественном положении человека. В основе научного творчества в этих областях, согласно Панарину, — сопричастность к другому, забота о другом. И, конечно, никак нельзя считать случайным, что, по свидетельству Натальи Николаевны, Александр Сергеевич Панарин неоднократно заявлял: «Я остаюсь со своим народом»[21] Несомненно, в этом было не только научное, но и человеческое кредо мыслителя.
Несомненно, немало существенного о Панарине как специалисте по изучению политики было сказано в коллективной монографии, посвященной XV Панаринским чтениям и увидевшей свет в 2018 году. В этом издании политологическим подходам Панарина была посвящена целая 3-я часть (она называется «Политологическая школа Александра Панарина: исторический опыт и проекция будущего») [22]. Отметим здесь в особенности новаторский подход Е.И. Глушенко- вой, впервые рассмотревшей А.С. Панарина как русского космиста; интересный подход донецкого ученого Д.Е. Музы, трактующего стратегический цивилизационный реванш по Панарину как новый концепт для «русской идеи» применительно к XXI веку, а также статью М.И. Сигачева о политической онтологии Панарина[23].
Целые диссертации по политическим наукам (не говоря уже о сопутствующих статьях) посвятили творчеству А.С. Панарина JI.T. Восканян [24] и затем М.И. Сигачёв [25] (научным руководителем Восканян была Л.Г. Швец, а научным руководителем М.И. Сига- чёва на завершающем этапе — сам В.Н. Расторгуев). При этом JI.T. Восканян делает акцент на политологической публицистике Панарина и его политическом прогнозировании, а М.И. Сигачёв — на становлении панаринской авторской концепции философии политики, в том числе панаринском анализе политических традиций Запада и Востока.
Ряд примечательных работ по наследию А.С. Панарина опубликовал кировский ученый А.Н. Харин. Особого внимания заслуживает, безусловно, его монография «Россия и мир в творчестве Александра Панарина»[26]. Собственный взгляд на творчество Панарина развивает А.П. Цыганков в работе с содержащим очевидные аллюзии названием «Александр Панарин как зеркало российской революции»[27]. Особенный аспект деятельности А.С. Панарина затрагивает Т.А. Сенюшкина в примечательной статье «Панарин и Крым»[28]. Особый взгляд на творчество А.С. Панарина как на русский «цивилизационный национализм» выражает французская исследовательница Марлен Ларюэль в статье «Александр Панарин и «цивилизационный национализм» в России» [29].
Исследования данной проблематики В.Н. Расторгуевым отличаются особенно основательным знанием того, из чего, из каких озабоченностей и размышлений рождались труды А.С. Панарина; глубоким проникновением в то, в чем состояли замыслы и главные смыслы основных панаринских работ, а также большой обобщенностью взгляда на изучаемые проблемы и рядом собственных содержательных приоритетов.
Еще в 2017 году В.Н. Расторгуев пишет, что «еще не настало, видимо, время, чтобы объективно оценить масштаб панаринского наследия» [30]. Однако Валерий Николаевич делает очень много для того, чтобы такое время настало как можно скорее и чтобы важнейшие идеи А.С. Панарина получили максимально возможную известность и в неискаженном виде вошли в поле общественного дискурса.
Говоря о биографии, жизненном и творческом пути мыслителя, Валерий Николаевич крепко увязывал это с размышлением о том, как формировались важнейшие ценности, приоритеты и черты характера А.С. Панарина, без которых его путь как выдающегося и глубоко самостоятельного мыслителя едва ли стал бы возможен.
В.Н. Расторгуев всегда подчеркивал, что А.С. Панарин родился в Донбассе, в шахтерском городе Горловка [31] очень незадолго до начала Великой Отечественной войны. Разумеется, нельзя считать случайным, что именно на донбасской земле (тоже в шахтерском городе Краснодон) возникает в годы войны «Молодая гвардия» — организация (а точнее — целая совокупность организаций) бесстрашных молодых патриотов, готовых даже ценой жизни освободить свою землю от насильственного иноземного владычества. Именно донбасское детство дало А.С. Панарину очень важную закалку характера (о его характере В.Н. Расторгуев потом напишет, что он «не страшился ни интеллектуального одиночества, ни осуждения за мысли, несозвучные с духом времени, от кого бы такое суждение ни исходило» [32]). «Впитанный с детства дух независимости, — полагает Расторгуев, — память о корнях и природное свободолюбие стали главными чертами личности Александра.
Панарина, во многом предопределившими и его жизненный путь, и творчество, и даже политические воззрения» [33].
Эта независимость характера, склонность прокладывать самостоятельные пути, по мнению В.Н. Расторгуева, создавала Панарину определенные жизненные сложности, особенно в его молодые (в частности, студенческие) годы, однако все это весьма пригодилось, когда Панарин решал впоследствии важные новаторские задачи: создание в нашей стране политологии сначала как учебной дисциплины, а затем и как учебной и научной специальности; создание первых учебников по политологии и по философии политики; формирование на философском факультете МГУ первой кафедры теоретической политологии; создание (совместно с И. Кучмаевой) Государственной академии славянской культуры; написание около 30 книг, основанных на новаторских методологических подходах.
Говоря о его жизненном пути в целом, В.Н. Расторгуев отмечал, что Панарин на протяжении всей жизни оставался самим собой, что он понимал жизнь как служение и для него в жизни было два служения — истине и России. «Два служения были даны Александру Панарину, — писал Валерий Николаевич. — Два служения и один крест. Но крест этот был ему по силам — по таланту, по его духовной мощи, по вере, ибо не бывает креста выше сил человеческих» [34].
Что же касается деятельности Панарина, взятой в целом, то, по мнению В.Н. Расторгуева, она была основана на сложных и довольно необычных синтезах. Так, например, наука и публицистика требуют нередко различных подходов. Однако в творчестве Панарина, согласно Расторгуеву, трудно отделить исследовательскую работу от педагогической, публицистической и просветительской. Скажем, любой написанный им учебник был одновременно шагом в неизведанное, оригинальной и новаторской научной работой. То, что он делал, требовало сложного соединения знаний в весьма различных областях. Но и не только знаний. Как писал Расторгуев, Панарину удалось соединить «высокую культуру философской мысли, опирающейся на западную и отечественную традицию, в том числе и богословскую, святоотеческую, с самостоятельным поиском новых подходов в области политической аналитики и прогностики на основе четкого понимания национальных интересов» [35]. Таким образом, работы Панарина выступали не только как глубокие исследования весьма важных проблем, но и как служение русской культуре и утверждение определенных ценностей, среди которых для Панарина всегда были служение интересам народа, реабилитация бедных, сохранение цивилизационного многообразия, восстановление исторической памяти поколений.
Именно на этих ценностных основаниях строились для Панарина политическая теория и аналитика, что было для времени, когда они формировались, далеко не обычным явлением. И как раз новизна и актуальность такого социокультурного подхода к исследованию политики позволили Панарину, по мнению В.Н. Расторгуева, заложить основы новой научной школы, соединив знания в области философии, отечественной истории, мировой политической науки с верностью традиционным ценностям православной цивилизации. Именно верность определенной ценностной линии заставила А.С. Панарина пересматривать обычную «повестку дня» сложившейся в мире политической науки. Так, например, он был убежден в том, что задача политической науки — артикуляция и осмысление самых болезненных и табуированных, закрытых для публичного обсуждения социальных проблем [36].
Необходимо здесь добавить, что построить изучение такого рода табуированных проблем в рамках академической политической науки — задача очень и очень непростая. «Требуется, — писал Панарин, — не только гражданское, но и специфическое интеллектуальное мужество, чтобы понять, с каким вызовом мы… на самом деле сталкиваемся». — Но по-другому действовать, по убеждению Панарина, настоящему ученому невозможно, поскольку те из ученых, кто сознательно избегает самых сложных, табуированных тем, «спокойно, со знанием дела и чувством выполненного долга подставляют под удар тех, кому должна служить наука. И эта позиция уважения не заслуживает».
Панарина решительно не устраивало то направление в нашей становящейся политической науке, которое занималось «некритическим заимствованием образцов и парадигм, сложившихся в западной политологии в конце XX века» [37]. — И поэтому он прикладывал все усилия для формирования такого изучения политики, которое было бы обращено лицом к реально стоящим проблемам, прежде всего проблемам нашей страны. Необходимо, согласно Расторгуеву, иметь в виду, что из общего патриотического настроя еще не вытекает способности построить науку, которая реально служила бы интересам страны. Как писал Валерий Николаевич, «импортозамещение и сегодня почти не коснулось деятельности, которую можно назвать производством смыслов, востребованных в публичной политике»[38]. Поэтому выстраивать такое, действительно полезное для понимания реально происходящего в мире и для развития страны политическое знание — задача отдельная и отнюдь не утратившая своей актуальности. И сегодня идеи к построению именно такого знания мы можем рассматривать в известном смысле как общее духовное завещание Александра Сергеевича Панарина и Валерия Николаевича Расторгуева, как обращенное к нам и важное для нас их наследие.
[1] Расторгуева Лариса Львовна – вдова профессора В.Н. Расторгуева.
[2] Rastorguev V. La grande oeuvre de Poutine а ё1ё la reintegration de la Russie // Conflits. 2020. № 25. P. 56-57.
3 Rastorguev V. Conservatisme et ideologie dans la Russie de Vladimir Poutine // Liberte politique. 2020. № 84. P. 109-122.
[4] Расторгуев В.Н. Национальная и политическая идентичность: полномочия власти и власть народа // Трибуна русской мысли. 2007. № 8. С. 135.
[5] См.: Расторгуев В.Н. Национальная и политическая идентичность: полномочия власти и власть народа // Трибуна русской мысли. 2007. № 8. С. 137.
[6] См.: Расторгуев В.Н. Непрерывное реформирование системы образования далеко от целей // Философия политики и права: Ежегодник научных работ. Вып. 12. Судьбы образования в России: философско-политологические исследования ! Под общ. ред. Е.Н. Мощелкова; науч. ред. А.В. Никандров. М„ 2021. С. 144-147.
[7] Расторгуев В.Н. Природа социального разлома и долгосрочная стратегия России // Трибуна русской мысли. 2008. № 9. С. 18.
[8] Расторгуев В.Н. Природа социального разлома и долгосрочная стратегия России // Трибуна русской мысли. 2008. № 9. С. 19-20.
[9] См.: Расторгуев В.Н. Культурная политика России: отраслевая лоция или цивилизационная миссия? // Трибуна русской мысли. 2014. № 15. С. 14.
[10] Расторгуев В.Н. Национальный вопрос в России: риск познания и политическое табуирование // Трибуна русской мысли. 2007. № 7. С. 191.
[11] Панарин А.С. Православная цивилизация / Сост., автор предисл. В.Н. Расторгуев; отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014.
[12] Приятно отметить, что эта традиция не прервалась и после кончины Валерия Николаевича: благодаря усилиям прежде всего проф. Е.Н. Мощелкова очередные чтения в декабре 2021 года прошли на таком же высоком уровне.
[13] Расторгуев В.Н. Пророк в своем отечестве. О прогностическом даре Александра Панарина / Отв. ред. И.К. Кучмаева М.: Издательский центр ГАСК, 2010.
[14] Расторгуев В.Н. Предисловие // Панарин А.С. Православная цивилизация. М., 2014. С. 5-38.
[15] Расторгуев В.Н. Панарин Александр Сергеевич // Философия политики и права. 100 основных персоналий. Словарь: Учебное пособие / Под общ. ред. Е.Н. Мощелкова, науч. ред. А.В. Никандров. М., 2015. С. 215-220; Расторгуев В.Н. Панарин Александр Сергеевич // Философия политики и права: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Е.Н. Мощелкова; науч. ред. А.В. Никандров. М., 2018. С. 293-296.
[16] Расторгуев В.Н. Политическая теория и аналитика Александра Панарина // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 9. Вып. 1: Цивилизации в эпоху глобализма. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина. Тематический выпуск кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Стационарный сетевой адрес: 2227- 9490eaprovr_e-ast9-1.2015.21.
[17] Расторгуев В.Н. Традиционализм А.С. Панарина // Традиционализм в эпоху революций: Культурная политика и цивилизационный выбор: Коллективная монография по материалам XIV Международных Панаринских чтений / Отв. ред. В.Н. Расторгуев; науч. ред. А.В. Никандров. М., 2017. С. 7-14.
18 Расторгуев В.Н. Признание и призвание Александра Панарина. Предисловие // Цивилизационная миссия России. XII Панаринские чтения: Сб. статей / Отв. ред. В.Н. Расторгуев. М., 2014.
[19] Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М., 1994; Панарин А.С. «»Вторая Европа» или «Третий Рим»». Избранная социально-философская публицистика. М., 1996; Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998; Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000; Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2002.
[20] И даже не только литература: так, в Крыму, который он не раз посещал при жизни, по инициативе проф. Т.А. Сенюшкиной был снят (и на очень хорошем профессиональном уровне) посвященный А.С. Панарину документальный фильм, который был затем показан участникам Панаринских чтений в Москве.
21Зарубина Н.Н. А.С. Панарин: гражданское и методологическое кредо исследователя // Вестник Российского философского общества. 2005. № 1. С. 199.
[21] Цит. по: Зарубина Н.Н. А.С. Панарин: гражданское и методологическое кредо исследователя // Вестник Российского философского общества. 2005. № 1. С. 201. Интересно, насколько это близко настрою, выраженному в одном из самых прочувствованных стихотворений того же времени замечательного советского и российского поэта Николая Николаевича Добронравова: «Остаюсь с обманутым народом».
[22] См. в: Выбор долгосрочной стратегии в условиях глобальной нестабильности и цивилизационное наследие России: Коллективная монография по материалам XV Международных Панаринских чтений / Отв. ред. В.Н. Расторгуев; науч. ред. А.В. Никандров. М., 2018. С. 372-440.
[23] См. в коллективной монографии «Выбор долгосрочной стратегии в условиях глобальной нестабильности и цивилизационное наследие России» статьи: Глушенкова Е.И. А.С. Панарин как русский космист. С. 422-429; Муза Д.Е «Русская идея» как цивилизационный стратегический концепт для XXI века: версия А.С. Панарина. С. 388-408; Сигачёв М.И. Политическая онтология как ядро философии политики А.С. Панарина. С. 430-440.
[24] Восканян Л.Т. Эволюция политологической концепции А.С. Панарина. Дис. … к.полит.н. Ростов-на-Дону, 2013.
[25] Сигачёв М.И. Философия политики А.С. Панарина: становление авторской концепции и ее роль в современном политико-философском дискурсе. Дис. … к.полит.н. М., 2019.
[26] Харин А.Н. Россия и мир в творчестве Александра Панарина. М., 2017.
27 Цыганков А.П. Александр Панарин как зеркало российской революции // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2005. № 4.
[28] Сенюшкина Т.А. Панарин и Крым // Цивилизационная миссия России. XI Пана- ринские чтения: Сб. статей / Отв. ред. В.Н. Расторгуев. М., 2014.
29Ларюэль М. Александр Панарин и «цивилизационный национализм» в России // Русский национализм: Идеология и настроение / Сост. А. Верховский. М., 2006. С. 165-182. Опубликовано затем также в издании: Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. Русское издание. 2009. № 2 // wwwl.ku- eichstaett.de/ZIMOS/forurn/inhaltruss 12.html.
[30] Расторгуев В.Н. Традиционализм А.С. Панарина // Традиционализм в эпоху революций: Культурная политика и цивилизационный выбор: Коллективная монография по материалам XIV международных Панаринских чтений / Отв. ред. В.Н. Расторгуев; науч. ред. А.В. Никандров. М., 2017. С. 11.
[31] Есть какой-то глубокий символизм в том, что и сегодня Горловка (входящая, как известно, в ДНР) — что называется, на линии огня, принимает на себя едва ли не главные удары, становится чуть ли не ежедневно приоритетным объектом вооруженных атак со стороны сил, все более открыто противостоящих всему русскому миру.
[32] Расторгуев В.Н. Традиционализм А.С. Панарина // Традиционализм в эпоху революций: Культурная политика и цивилизационный выбор: Коллективная монография по материалам XIV международных Панаринских чтений / Отв. ред. В.Н. Расторгуев; науч. ред. А.В. Никандров. М., 2017. С. 13.
[33] Расторгуев В.Н. Предисловие // Панарин А.С. Православная цивилизация. М., 2014. С. 9.
34Расторгуев В.Н. Предисловие // Панарин А.С. Православная цивилизация. М„ 2014. С. 18-19.
[35] Расторгуев В.Н. Политическая теория и аналитика Александра Панарина // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 9. Вып. 1: Цивилизации в эпоху глобализма. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина. Тематический выпуск кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова // 2227-9490eaprovr_e-ast9-1.2015.21.
~ См.: Расторгуев В.Н. Панарин Александр Сергеевич // Философия политики и права: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Е.Н. Мощелкова; науч. ред. А.В. Никандров. М., 2018. С. 294.
[37] Панарин А.С. Православная цивилизация. М., 2014. С. 26.
38 Расторгуев В.Н. Политическая теория и аналитика Александра Панарина // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 9. Вып. 1: 11ивилизации в эпоху глобализма. К 75-летию со дня рождения А.С. Панарина. Тематический выпуск кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова // 2227-9490eaprovr_e-ast9-1.2015.21.
Ежегодник «Философия политики и права», выпуск 13 (2022)
Мощелков Е.Н., Творческая биография В.Н. Расторгуева
Расторгуева Р.Л., Воспоминания
Соловьёв А.В., Жизнь с мыслью о России: о творческом пути В.Н. Расторгуева
Сытин А.Г., Валерий Николаевич Расторгуев как исследователь творчества А.С. Панарина