Российская культура и образование в условиях глобализации: ретроспектива и перспектива
В современных условиях мирового развития и межгосударственного сотрудничества возрастает актуальность возвращения к анализу трудов русского ученого ХIХ века Николая Яковлевича Данилевского, в работах которого дается детальное объяснение причин повторявшихся конфликтов и войн, а его теория культурно-цивилизационных типов находит подтверждение в фактах истории мира ХХI века. Перемены, произошедшие в постсоветский период в России, свидетельствуют не только о сложностях социальных и экономических процессах в нашем Отечестве, но и о значительном влиянии как нашей страны в целом, так отдельных ее представителей на состояние других государств в различных аспектах общественной жизни.
Вступление России в мировое информационное, экономическое и культурно-образовательное пространство после долгих лет частичной культурной изоляции СССР породило явление музейного восприятия ценностей Европы и США как только что найденного (ранее неизвестного) бесценного клада (Эврика!), безусловно, правильного и однозначно ценного явления, которое надо сразу же и непременно перенять и перенести на постсоветское пространство. Такой восторг перед европейской культурой уже переживала наша страна, Н.Я. Данилевский называл это явление «европейничанием» [1].
Обратим внимание на исторически обозначенный вектор движения российской культуры и образования, который явно идет по пути глобализации, при этом не отвергаем объективности этого направления. В то же время, подчеркиваем, что современное состояние развития научной мысли демонстрирует мировую тенденцию обращения к народной культуре как источнику осознания и понимания государственных и межгосударственных проблем (национальных конфликтов) и поиска выхода из них. Как показали исследования, современный период культурно-политического развития характеризуется продолжением «втягивания» России и российской провинции в мировой цивилизационный поток действия двух противоположных явлений: 1) ликвидация национальных и региональных особенностей культурных артефактов (для России – под «лавиной» урбанизированного единообразия западноевропейской культуры) и 2) возрождение культурно-исторического наследия через научные исследования, различные виды искусства, общественные движения, в том числе на базе православия, национальной русской идеи и др.
Сразу же после распада СССР поднимался жизненно важный для граждан и необходимый для обеспечения государственной безопасности страны вопроссохранения культурной самобытности людей, этнических и территориальных общностей, а значит и изучения потребностей жителей различны регионов нашей большой страны и использования результатов исследования для корректировки государственной политики и практики. 25 декабря 1990 г. было принято постановление Верховного Совета Федерации «О неотложных мерах по сохранению культурного национального и природного наследия народов РСФСР» [2], что стимулировало научные дискуссии. 2 декабря 1993 года состоялось обсуждение учеными проблемы будущего развития российской нации, где отмечалось катастрофическое состояние русского населения страны, деградация русской деревни, вступление русских в новый кризис самосознания с мировыми последствиями; подчеркивалась необходимость изучения русского национального характера и менталитета; осуждалась политика жертвенно-интернационалистского сознания, отвергавшего во имя «братства народов» необходимость нации заботиться о собственных нуждах; выход из кризиса русской нации связывался с возрождением православия, обращением к русской идее в работах «несоветских» русских мыслителей [3].
К настоящему времени выявленные еще четверть века назад проблемы не были ликвидированы, однако общество стало осознавать неоднозначность влияния западных (особенно семейных) ценностей на новое поколение и более критично рассматривать многочисленную продукцию киноиндустрии и шоу-бизнеса. Правительство РФ поддерживает в регионах сохранение национальной культуры и традиций, воспитание патриотизма и гражданственности у молодежи. Работа комиссии по разработке новой концепции учебника по истории, опубликование проекта «Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории» [4] и последующая деятельность в обозначенном направлении вызвала в обществе большой интерес, одобрение одних и резкое неприятие других. 16 мая 2014 г. на Интернет-портале «Российской Газеты» был опубликован проект «Основ государственной культурной политики» [5], который рассматривали как естественный шаг к осмыслению общенациональной идеи, как следствие деятельности по созданию концепции единого учебника истории для школы. Направленность государства на разработку новой концепции учебника и основ государственной культурной политики Российской Федерации отвечает менталитету и потребностям общества, правопослушного большинства населения страны, а эти документы могли бы стать предметом дальнейшего специального изучения в целях сохранения государственности и укрепления народного единства.
Признавая важность и государственную необходимость приведения системы отечественного образования в соответствие с общемировыми тенденциями и стандартами, следует признать, что проводимая по западному образцу без учета потребностей граждан реформа образования вызывает неоднозначную реакцию в российском обществе. С годами становится понятно, что ведет она к разрушению сложившейся веками системы отечественного образования, ликвидации связи нового поколения с историческими традициями, к снижению качества образования. Для проводимых реформ характерен приоритет формальных признаков и количественных показателей над содержанием образовательной деятельности. Носителями и трансляторами мировой и российской культуры являются высокообразованные люди, работники сферы культуры и искусства, ученые, преподаватели вузов и учителя школ, которые на фоне повышенного внимания к материальным, а не духовным ценностям переживают трудный период снижения авторитета науки и образования, снижения значимости высокого профессионализма в угоду экономической выгоде.
Таким образом, творческое наследие Н.Я. Данилевского имеет большой потенциал для осмысления актуальных проблем современной России, в том числе в сфере культуры и образовании. Современные условия глобализации подсказывают необходимость использовании и новых средств сохранения национальной идентичности, соблюдения приоритета национальных интересов в реализации государственной политики страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: «Книга», 1991. – С. 263-268; Воробьев Ю.Л. Европейничанье как желанная болезнь либерализма // Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в ХХI веке (материалы международной научно-практической конференции, г. Курск, 26-27 ноября 2014 г., ч. 1.). – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2014. – С. 51-59; Ильина З.Д. Обращение к поддержке национально-государственного достоинства или «балансирование перед общественным мнением Европы»: исторический опыт России // Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в ХХI веке (материалы международной научно-практической конференции, г. Курск, 26-27 ноября 2014 г., ч. 2.). – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2014. – С. 30-42.
2. Постановление Верховного Совета Федерации «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» // Этнополис. – 1992. – № 1. – С. 63-65.
3. Русская нация на грани тысячелетий. «Круглы стол» в редакции журнала «Кентавр» // Кентавр. – 1993. – № 3. – С. 10-59.
4. Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. – URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html (дата опубликования: 13.08.2015); Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. – URL: http://rushistory.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf (дата обращения: 12.07.2017).
5. Проект «Основы государственной культурной политики» // Интернет-портал «Российская газета». – URL: http:www.rg.ru/2014/05/15/osnovi-dok.html(дата опубликования: 16.05.2014).
Ильина Зинаида Дмитриевна, д.ист.н., проф. кафедры гуманитарных дисциплин Курской государственной сельскохозяйственной академии им. И.И. Иванова