Цивилизационная философия Данилевского как теоретическое обоснование доктрины Многополярного мира
Доклад на международном футурологическом форуме «Умная цивилизация: человек, ценности, образование, технологии и будущее многополярного мира» 11.12.2023
Особенностью современности является борьба за установление справедливого многополярного мира, и странам БРИКС в ней принадлежит ведущая роль. На текущей фазе этой борьбы очевидной становится необходимость разработки теории многополярности. Мало заявить, что однополярная система мироустройства во главе с США, заменившая собой двуполярную после распада СССР в 1991 году, рушится. Необходимо теоретически обосновать, почему этот процесс носит объективный и необратимый характер. Это позволит странам-цивилизациям, претендующим на роль новых центров силы многополярного мироустройства человечества, встать на прочный научно-теоретический фундамент: более прочный, чем тот, на котором стоял СССР.
Неоценимую помощь в решении этой задачи нам может оказать творческое наследие великого русского мыслителя Николая Данилевского, причём оно обладает настолько большим научным потенциалом, что обобщение его в Цивилизационную философию напрашивается естественным образом.
Президент России Владимир Путин уже не раз ссылался на главный труд Данилевского «Россия и Европа». На заседании Всемирного Русского Народного Собора в 2018 г. он подчеркнул: «…невозможно представить историю человечества без таких же неповторимых цивилизаций, как Индия, Китай, Западная Европа, Америка и многих других… И здесь хочу напомнить слова выдающегося русского мыслителя XIX века Николая Данилевского: » …Ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтобы она представляла высшую точку развития… «. Сегодня понимание такой сложности развития цивилизаций служит фундаментальной основой для многополярного мира, для отстаивания принципов международного права».
Цивилизационная философия Данилевского состоит из двух основных разделов: новой теории познания – Теории естественной системы науки и новой теории многополярного мира – Теории культурно-исторических типов или цивилизаций (Цивилизационной историософии). Рассмотрим только последнее.
Базовые утверждения Цивилизационной историософии (или теории Культурно-исторических типов), отражающие объективно существующие явления (истину), состоят в следующем (всего мы выделяем их более 100 с учетом развития учения Данилевского, но назовем только 12 наиболее важных для раскрытия темы доклада):
- Нет единого человечества как субъекта геополитического периода мировой истории;
- Культурно-исторические типы (цивилизации) и их государствообразующие и цивилизациообразующие народы являются субъектами мировой истории геополитического периода;
- Цивилизации осуществляют историческое движение под воздействием этнокультурного кода, зашитого в Этно-культурно-религиозно-исторических Народных Началах цивилизацио- и государствообразующих народов обуславливающих самобытность цивилизации.
- Народные Начала каждой цивилизации обладают своими самобытными типическими чертами, их проявления неизменны на протяжении всей её истории. Например: индивидуализм, насильственность и материализм Народных Начал Западной цивилизации; коллективизм, милосердие и созерцательность у Русской цивилизации;
- Народные Начала не передаются, как не передаётся душа одного человека к другому;
- Народы составляют Культурно-исторические типы при родственности языков, если вышли из состояния младенчества. Но раскрыть все свои самобытные дарования эти народы могут только при достижении политической независимости;
- Движущей силой развития цивилизации является Энергия общественных творческих сил, которая складывается из энергии пассионарных личностей; Энергия Общественных творческих сил накапливается на Этнографической и Государственной ступенях развития и расходуется безвозвратно на Цивилизационной ступени;
- 8.Цивилизации и цивилизацио- и государствообразующие народы в своем развитии проходят ряд ступеней развития: Этнографическую (с задачей этногенеза родственных племен), Государственную (с задачей этногенеза государствообразующего народа и отстаивания своей государственности); Цивилизационную (с задачей осуществления самобытного Прогресса в той или иной сфере Народной жизни); Постцивилизационную (с задачей бережнго расходования оставшейся народной энергии с целью как можно дольшего сохранения исторической жизни); все ступени развития могут быть неопределённо долгими, но ступень цивилизации краткосрочна и длится 400–600 лет;
- Государство — это форма или состояние исторического движения цивилизацио- и государствообразующего народа, государству делегировано монопольное право на использование силы в целях обеспечения защиты жизни, свободы, достоинства, имущества граждан, включая право на национальную жизнь (идентичность), свободу, достоинство и общенациональное имущество;
- 10.Любой цивилизацио- и государствообразующий народ с определённой ступени исторического движения становится политической Нацией, даже если на его территории нет других народов. Этого требует резкое усложнение гражданских отношений на Государственной и особенно на Цивилизационной ступенях.
- Главной задачей развития любой цивилизации является осуществление Прогресса в той сфере (или в тех нескольких сферах) народной жизни, к которой (к которым) у неё есть особые самобытные дарования (пример: Греки достигли совершенства в искусстве; Евреи в Религиозной сфере (Христианство); Римляне в политической сфере; Западная цивилизация в искусстве, науке, промышленности и политической сферах), или обеспечение гармоничного сочетания различных сфер.
На заседании дискуссионного клуба «Валдай» 27.10.22 г. Владимир Путин раскрыл это положение: «И хочу здесь привести слова великого русского философа Николая Яковлевича Данилевского, который считал, что прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении, как нас подталкивают некоторые наши оппоненты, – в таком случае прогресс скоро бы прекратился, говорит Данилевский, – а в том, чтобы «исходить всё поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях».
- Критерием эффективности госуправления является организация исторического движения с экономией расхода Энергии общественных творческих сил. Этой задаче отвечает Принцип Саморазвития Нации: на Цивилизационной и Постцивилизационной ступенях развития государственная форма общества должна себя сама ограничивать, уступая место различным институтам Гражданского общества. При этом отстаивание политической независимости и культурно-гуманитарного суверенитета остаётся безусловной задачей государства.Таким образом, Цивилизационная философия Данилевского – новаторская, так как она рушит главную установившуюся парадигму восприятия мировой истории как истории единого человечества, разделённой на якобы всеобщие Древнюю, Среднюю, Новую и Новейшую истории. Данная искусственная парадигма является теоретической основой доктрины однополярного мира, мира, в котором доминирует Западная цивилизация. Учёные Германо-Романской цивилизации присвоили ей историю Греции и Рима в качестве её Древней истории. При этом Европа отождествила со своей историей историю всего человечества. Средняя история начинается с V века после завоевания Рима, Новая примерно с XV века после падения Константинополя и Великих географических открытий, а Новейшая с XIX -начала XX веков.Цивилизационная историософия Данилевского утверждает, что мировая история представляет собой совокупность разноместно и разновременно развивающихся культурно-исторических типов (цивилизаций), у каждого из которых есть своя Древняя история (Этнографическая ступень); Средняя история (Государственная ступень); Новая история (ступень Цивилизации) и Новейшая история (Постцивилизационная ступень). При этом Прогресс состоит не в однолинейном движении всех цивилизаций в одном направлении, задаваемом на практике Западной цивилизацией, а в самобытном развитии каждой цивилизацией своих особых дарований. Таким образом, категория Прогресс подразумевает самобытность! Заметим, что даже Марксистская теория, сыгравшая такую громадную роль в мировой истории в ХХ веке, не является новаторской, так как исходит из искусственной парадигмы о едином человечестве как субъекте мировой истории, которую она предложила рассматривать как историю последовательной смены общественно-экономических формаций «единого человечества» (проигнорировав, что в некоторых странах вообще не было рабства, как в Китае, чем он и может быть обязан своему громадному историческому долголетию по замечанию Данилевского).
Цивилизационная историософия Данилевского выгодна абсолютно всем цивилизациям, кроме Западной, так как выбивает из-под её ног почву теоретического обоснования претензии на глобальное лидерство и установления однополярного мира. Такой претензии больше нет ни у одной современной цивилизации. Однополярная система мироустройства начала устанавливаться Западом с XV–XVI вв. со времени Великих географических открытий и вылилась в жестокую мировую колониальную систему, это обусловлено типическими чертами Народных Начал Западной цивилизации. В ХХ веке эта монополия была разрушена Россией, которая существовала в юридической форме СССР. С распадом СССР установилась однополярная гегемония Запада во главе с США. Сегодня на наших глазах идут процессы установления многополярного мироустройства. Но надо иметь ввиду, что Западная цивилизация обладает стройной Национально-Цивилизационной идеологией, хотя она и не прописана в виде «Программы КПСС», а рассредоточена в различных «шхерах» внутреннего законодательства и в так называемом «международном праве», которое, по сути, есть прикрытие интересов Западной цивилизации.
Использование Цивилизационной историософии как общественной теории многополярного мира (коей она и является!), позволит новым центрам силы – самобытным странам-цивилизациям – мощно заявить на международной арене вплоть до ООН требование о защите своих интересов и выступать с консолидированной позицией по ряду тем, право заниматься которыми сегодня монополизировано странами Запада.
Например, через оптику Цивилизационной историософии:
- Тема «демократии» рассматривается не только через права гражданина, но и через обязанности его по отношению к обществу и государству;
- Тема «прав человека» дополняется правами личности, принадлежащей к своему цивилизацио- и государствообразующему народу, на этнокультурную идентичность (сегодня эта норма действует только для коренных и малых народов)
- Климатическая повестка дополняется критерием учета уровня потребления на душу населения в той или иной цивилизации;
- Тема планирования семьи рассматривается через право на сохранение традиционных ценностей той или иной цивилизации;
- Тема ЛГБТ-идентичности и свободы пропаганды нетрадиционных ценностей рассматривается как идеология Имморализма, противостоять которой имеют полное право страны-цивилизации с традиционным укладом народной жизни;
- Тема коренных и малых народов рассматривается не только через их права на сохранение своей этнической идентичности, но и через обязанность изучать культуру и язык цивилизацио- и государствообразующего Народа-Нации, в политическое тело которой они входят;
- И так далее …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Категория «Цивилизация» и производное от неё выражение «Цивилизационный подход» перешло, наконец, из научных дискурсов в общественную и политическую сферу. К сожалению, часто обходят стороной объективное раскрытие данной категории и, судя по дальнейшей риторике, имеют в виду некое состояние универсальности и одинаковости культуры, достигнутое на современном этапе мировой истории всеми народами, что абсолютно неверно. На самом деле, термин «цивилизация» является синонимом термина «культурно-исторический тип». Цивилизационная философия Данилевского должна стать теоретической основой доктрины многополярного мира. Последователями Данилевского являются западные ученые Шпенглер и Тойнби, их работы чётко вписываются в цивилизационную парадигму интерпретации мировой истории.