Руки прочь от сериала «Слово пацана»!
Коммунисты России не меняются: подали запросы в силовые структуры на предмет проверки сериала и его запрета. Они так ничего и не поняли, что вина за возникновение самого явления подростково-молодежной преступности в СССР со своим уставом, иерархией, своей моралью (мы – свои, вокруг – чужие, слово пацана, пацан не извиняется) полностью лежит на правящей партийной элите.
Инициаторы и авторы сериала (Бондарчук, Крыжовников, ИРИ (Институт развития интернета) правильно сделали, что подняли тему ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ в СССР.
Этот фильм представляет собой исследование жизни Советского общества, проблемы «отцов и детей». Особое значение имеет место действия: Казань, Татарская АССР.
Сегодня наконец-то побеждает цивилизационный подход к оценке нашей истории. Настоящее содержание его — в оценке своей истории как истории настоящего субъекта исторического движения: Русского государствообразующего Народа-Нации и им созданного Государства, со всеми положительными и негативными страницами, и при понимании, что этот субъект обладает собственными законами развития, этнокультурный код которых зашит Творцом в Народных Началах. Необходим свежий взгляд на прошлое с этой точки зрения. В Инете масса материала, посвященного исследованию «Казанского феномена» и указывающего справедливо на многие причины десоциализации подростков в то время.
Но базовая причина всё же в другом: она находится в самих основах устроения всех сфер Народной жизни Советского общества. Сериал блестяще показывает, что правящая КПСС «засушила» общественную жизнь, подавила Народные Начала: комсомольский лидер ничего не может предложить подросткам, и государство в лице инспектора по делам подростков тоже ничего не может, и родители не в состоянии войти в духовные потребности своих детей и т. д.
На наш взгляд, причины лежат в реализации глубоко ошибочного принципа государственного управления: граждане должны только хорошо работать на своих предприятиях, а всем необходимым обеспечит государство. Жилье даст в порядке очереди бесплатно, обеспечит дешёвой коммуналкой, самим думать, как обустроить место проживания не надо: всё сделает вездесущий ЖЭК, лишь бы граждане не объединялись; выборы местных Советов и всех других из одного кандидата; государство обеспечит бесплатное образование детям, запретив подросткам даже подрабатывать и иметь свою заработанную копейку и т. д. Даже не говорим о запрете малого предпринимательства, которое способно было вовлечь в себя массу молодежной энергии. Государство вытолкало «советский народ» из системы прав и обязанностей, направленных на решение массы житейских проблем методом «самообеспечения», взяв на себя непосильную ношу заменить собой (государством) практически все сферы естественного народного творчества.
К 1970-м годам духовно-творческая жизнь СССР превратилась в большую «покойницкую»: и в части его взрослого населения, и подросткового. Образовался вакуум, который также естественно заполнился в подростково-молодежной среде «народным творчеством» в виде строительства своей культуры.
В те «застойные годы» взрослые были озабочены обеспечением материального достатка для своих чад («время взрослых» было еще впереди и проявилось в 1991 и 1993 годах и в последующих баталиях в борьбе за власть, за место под солнцем в бизнесе) и НИЧЕГО не могли предложить подросткам, освобожденным «заботливым государством» от забот о пропитании вплоть до 18 летнего возраста, давшим таким образом им массу свободного времени. Молодежь нашла естественный выход «молодечеству» в строительстве собственной субкультуры.
В старину дух молодечества (без которого нет народа) в мирное время выпускался, прежде всего, через физический труд с целью добывания «хлеба насущного» в крестьянской семье, в семье ремесленника и купеческой через естественную смену периодов сверх напряжения с периодами праздников и народных гуляний, особым украшением которых были кулачные бои «стенка на стенку» и многое другое.
В Советский период предложенные государством пионерское и комсомольское движения сыграли свою положительную роль на начальном этапе до тех пор, пока полем деятельности было реальное участие подростков в жизни взрослых, то есть всей страны. Гайдар в 16 лет командовал полком в Гражданскую; Павка Корчагин (Николай Островский) жертвовал своим здоровьем на заготовке дров для замерзающего города; комсомольцы-добровольцы шли на самые горячие участки всесоюзных строек, осваивали Север, Сибирь, Дальний Восток; ВОВ дала новый толчок пассионарному выходу энергии подростков и молодежи.
К сожалению, в СССР победил не метод трудового воспитания подростков Макаренко, а метод «воспитующего обучения» Крупской, которая сделала всё, чтобы закрыть все его детские трудовые колонии.
А ведь опыт Макаренко можно и нужно было перенести в школы, создав при них ремесленные мастерские в городах и дать возможность свободной реализации продукции и чувство счастья от возможности заработка и помощи своей семье. В сериале подросток Ералаш мечтает заработать своей бабушке на утюг с паром, чтобы она не таскала тяжелый угольный утюг. И добивается своего, но через хулиганские возможности группировки «Универсамовских».
Сам трудовой процесс подростков Макаренко организовал как в виде постоянных отрядов, в которые входили разновозрастные подростки под руководством постоянных командиров из старших (есть внешняя схожесть с Казанскими группировками), так и в виде сводных отрядов на выполнение разовых «проектов», через командование которыми со временем проходили все подростки (институт командиров!). И в этом уже никакого сходства с поздней подростковой субкультурой нет. Дошло до того, что подростки собирали фотоаппараты ФЭД. При таком подходе не было бы места для подростковой субкультуры: она была бы занята.
Сериал описывает события 1988 года. Мы многое знаем из документальных фильмов о банде «Тяп Ляп», которая действовала в 1974–1980 годах (три её лидера были расстреляны) и о других группировках. Авторы деликатно избежали показа этого времени молодежной преступности в Казани. Период чудовищной полностью асоциальной звериной жестокости к тем, кто «не при делах» вообще не показан. И это правильно (по сериям до 5 декабря). Но не смогли её полностью проигнорировать. Марат, когда принимают подростка Пальто в группировку «Универсамовских», рассказывает о прошлом: молодежные банды численностью по 200 человек дрались друг с другом, выходили на улицы Казани с арматурой и избивали всех встречных (женщин, стариков, детей).
В регионах с русским населением в СССР в 1970-80-е годов подростковая субкультура повсеместно естественным образом заполняла искусственно созданный государством вакуум на месте разрушенного естественного уклада Народной жизни.
Но сериал ставит вопрос: почему только в Казани она получила такое развитие, которое вошло в нашу историю, как «Казанский феномен»? Наш жизненный опыт говорит о том, что нигде ничего подобного не было: во-первых, по численности группировок (в Казани 100-200 и более человек – норма); во-вторых, по охвату не только подростков с 10-12 лет, но и совершеннолетней молодежи даже выше 30-летнего возраста; в-третьих, по особой жестокости не только по отношению друг к другу, но и к «чужим». Ответ, по всей видимости, надо искать в Русских Народных Началах, в которых коллективистские черты преобладают над индивидуалистическими, что прорывается наружу желанием быть в общине, дружине, в других формах выхода пассионарной энергии и т. д. Если общество не предоставляет такой легальной возможности, да к тому же общество атеистическое и материалистическое, как в СССР, то субкультурная реакция неизбежна.
По всей видимости, основатели Евразийской теории были правы в утверждении о близости народных характеров русских и тюркских народов, по крайнем мере татар. Вероятно, эта гремучая смесь Русских начал с Татарскими в условиях атеизма и породила казанский феномен подростково-молодежной преступности, не имеющий аналогов в других регионах (группировки были этнически смешанными, как и везде).
Никакой героизации преступности в фильме нет и близко, если смотреть вдумчиво, желая блага своей стране и размышляя о том, как избежать такого в Будущем. Наоборот, он заставляет критически задуматься о том, что сегодня «Орден правящей бюрократии» возрождает, по сути, «СССР-2.0», используя именно те принципы госуправления, которые и привели «СССР-1.0» к краху, то есть создаёт именно тот духовный вакуум, который и стал источником «Казанского феномена»: уровень искусственного администрирования всех общественных и политических процессов непрерывно растёт. Ликвидирована в большинстве субъектов РФ двухуровневая система местного самоуправления (вместо выборных глав поселковых и сельских поселений сегодня назначенные «директора микрорайонов»); все выборные процессы жёстко модерируются на стадии регистрации (неугодные партии и кандидаты просто не допускаются); идея обязательного участия граждан в ТСЖ не находит поддержки – чтобы не допустить возникновения самого естественного первого уровня самоуправления на самом месте проживания) и т.д. В экономике: поддержка развития федеральных торговых сетей привела к резкому сужению сферы малого бизнеса в торговле, закрытию старых «колхозных рынков» (юг России ещё держится), а как следствие – к ликвидации многих фермерских хозяйств. В школах детей сегодня воспитывают даже не «по Крупской», а «оказывают услуги». При этом подростковый труд практически запрещён, а школьникам всё больше запрещается самим даже убирать свои классы. Эта политика десоциализации детей хорошо видна по детским домам: детям до 18 лет запрещают делать обычную домашнюю работу (убирать, стирать), а только кормят и чему-то учат. После выпуска государство даёт однушку и больше не интересуется «взрослыми сиротами». А те сбиваются в общины по 5-10 человек: в одной квартире живут, остальные сдают в аренду и не работают, а разлагаются (алкоголь, наркотики).
Таким образом, сериал «Слово пацана» благодаря цивилизационному подходу сегодня позволяет нам увидеть объективные причины тех далеких драматических событий: вплоть до обнаружения сходства с современным процессами, суть которых в подмене свободного народного творчества во всех сферах Народной жизни, мелочной опекой государства. В результате этого естественный народный уклад жизни Русского Народа-Нации не только не восстанавливается, а уничтожаются остатки его самобытности. И на месте, где должны бить живые родники созидательной Народной Энергии, образуется вакуум, который неминуемо будет заполнен. Вопрос – чем сегодня?
Вглядываясь в «Казанский феномен» молодежной субкультуры, надо честно признать, что это наше русское «доморощенное» самобытное явление, которое возникло в атеистической стране, при этом закрытой изнутри «железным занавесом». Несмотря на занавес в СССР проникли «нерусские» субкультуры хиппи, панков и т.д., которым «уличная субкультура» противостояла.
Сегодня нет железного занавеса. Западная культура прёт изо всех щелей. Если не возобновится процесс воцерковления Русского народа (а количество церковных людей падает) и если не излечимся от болезни «европейничанья», этой раковой опухоли русского национального самосознания,то наше будущее будет разделено на два течения.
Первое чисто западническое во всех проявлениях вплоть до ЛГБТ-идентичности. Второе мы увидим в виде «»Казанского феномена», который эволюционирует в воинственное язычество, обвинит священноначалие и священство за то, что они из Русского Народа сделали «терпил» и устроят новые гонения на христиан. А ведь это уже произошло на Украине: разве бойцы батальона «Азов» не русские? (хотя мы всех украинцев считаем русскими).
Благодаря СВО и гибридной войне с впервые объединённой против нас Западной цивилизацией мы имеем сегодня все возможности начать движение к самим себе (а не на Восток), вернуться на самобытный путь исторического движения Руси-России. А для этого необходима объективная оценка прожитой истории. Сериал «Слово пацана» предоставляет нам такую возможность, поэтому всем зачинщикам запрета его показа Гражданское общество должно дать полный отпор.