Якеменко ошибочно записал российских православных верующих в протестанты

В кратком очерке религиозности современного российского общества канал “Якеменко” точно выявляет и описывает преимущественное, господствующее в народе восприятие Церкви как «комбината бытовых услуг», крен массового сознания в сторону парадигмы «Бог в душе». Причинами указанных тенденций, согласно автору, являются атомизация общества, индивидуализм (“люди в значительной степени начали жить своей жизнью, а не жизнью страны, завода, класса, отдела“) и тяготы жизни (“люди все более заняты, много работают для того, чтобы чего-то достичь“).

При всей верности указанных наблюдений автора, заметка оставляет впечатление неполноты. На наш взгляд, это ощущение проистекает из нарочитой нейтральности (позиция “над схваткой”), характеризующей текст. Исторически и архетипически характер русского читателя (и человека вообще) не удовлетворяется абстрактно-беспристрастными констатациями. Как и в общении, в чтении (а оно есть для нас не что иное как общение с писателем) мы стремимся к познанию личности собеседника, к уяснению его взглядов на важные вопросы бытия, политики и т.д., к извлечению для себя нравственной пользы. Именно этот настрой на нравственность запечатлён в русских присказках и поговорках – таких, как например: Сказка ложь, а в ней намёкМораль сей басни такова… Особенно «морализаторство» ожидаемо в рассуждениях на церковные, духовные темы, так как русский народ, даже в его невоцерковлённой части, всегда крайне внимательно и заинтересованно относится к вопросам, касающимся посмертной участи человека, воздаянию в загробной жизни за грехи и добродетели. А этими вопросами заведует Церковь. Так как же возможно русскому человеку, читая статью о распространении бытового, потребительского отношения к вере, не иметь возможности уяснить, как просвещённый автор трактует, «что такое хорошо, а что такое плохо» в делах церковных и духовных? А это как раз и есть случай рассматриваемой публикации. При том что ведь описываемые явления – не новы. Автор публикации почему-то уклоняется от общеизвестных и уместных в статье эпитетов «розовое православие» (Константин Леонтьев, конец XIX в.), «обмирщение христианства» (Википедия: Обмирщение в христианстве — процесс переориентации Церкви на решение проблем мирской жизни…).

В своём же диагнозе о якобы произошедшем в массовом сознании замещении церковной жизни и церковных обрядов добрыми делами «на всяком месте», вне Церкви (“Труд сегодня у многих называющих себя верующими воспринимается как служение Богу“) и о появлении критерия материального преуспеяния как критерия богоспасаемости человека, автор явно перебарщивает и, мягко говоря, дезинформирует читателей. «Розовое православие», действительно присущее сознанию как околоцерковного, так и церковного люда, вкратце сводится к спекуляции на идее милосердия Божьего с целью «воцерковить» свои страсти и неблагочестивые привязанности: «Страх Божий? Какой там страх? Ведь Бог – это Любовь и только Любовь». Но оно всё-таки не отменяет таинства и саму церковную жизнь. До такого голимого протестантизма немецко-американского разлива, образ которого рисует автор, наш народ ещё, слава Богу, не дошёл.

Завершая же свою заметку, коллега Якеменко переходит от нейтрально-беспристрастного тона к тональности, очень близкой к выдвижению Церкви требования привести себя в соответствие с запросами и настроениями масс: “если Церковь по любым причинам не делает того, что указано выше, то она этими людьми начинает восприниматься, как неспособная предстательствовать вообще. То есть не способная спасать.” Если мы правильно расшифровали подтекст этой фразы (а при упорном нежелании многих авторов Телеграм обозначать личную позицию, примером чего является рассматриваемая статья, бедному читателю ничего другого не остаётся, как гадать, расшифровывать и домысливать), то перед нами – явное подталкивание Церкви в бездну. Требовать от Неё мы, миряне, должны не потворства обмирщению масс, а искоренения его!

t.me/RossiyaNeEvropa/2124

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.