О причудливом богословии, с помощью которого, как мы видим, кое-кто желает приструнить «разбушевавшихся мирян»

Недавно мы посетовали, что в обсуждение (наше с движением «Царский крест» @tsarkrest) проблемы отсутствия соборности в современном российском православии не втягиваются «завзятые православные каналы». Отозвались:

▫️ «Двуглав», «сыпя соль на рану» едкими, но меткими характеристиками ситуации: закапсулировавшееся в своей клановости чиновничество от РПЦ рассматривает мирян как стадо, которое полагается стричь, а возиться с ним в плане просветительской работы неинтересно, да и некогда;

▫️ и канал «Лабарум. Сим победиши», начав предполагаемую им серию ответов, в которой, как стало понятно из 1-й части, нам будут «шить» дело по ряду статей:
– своеволие, навязывание церкви демократических реформ;
– отвержение своего креста, спасительных скорбей;
– неповиновение священноначалию;
с целью чего, видать, и были приведены высказывания святых отцов и цитаты из Св. писания Нового Завета, с трактовкой, новизна которой изумила нас, и применена неожиданная логика богословских рассуждений.

В абзацах 1, 8 и 9 говорится, что «православие несовместимо со своеволием и попытками перестроить его под себя», обличаются «самочинники»Вопрос: своевольники и самочинники – это случайно не миряне в церкви, размечтавшиеся вдруг о соборной приходской жизни? Это не те ли прихожане, которые «попечением» священноначалия не получили за 5-10-20 лет церковной жизни элементарной катехизации (не знают состава служб, не понимают церковно-славянский язык, не могут подпеть наизусть ни одного – ни праздничного (кроме Пасхи), ни воскресного тропаря), и которым уже очень хочется пробудиться от «литургического сна»? Не те ли это члены Церкви, что «слишком прямолинейно» восприняли наставления Христа о любви к ближнему и решили, что их надо применять в жизни и быть неравнодушным к состоянию собратьев по приходу, а в расширительном смысле – к состоянию всего народа, который сейчас (это после 30-то лет деятельности РПЦ в условиях полной свободы!) надо просвещать христианством как язычников! Не те ли это «умники», которые задумываются об усугубившемся пессимизме как в народе в целом, так и в 2-3-процентной его части, составляющей церковный люд, и о нарастающем обезлюживании храмов с пресловутой Пасхи 2020?

Высказывания Силуана Афонского (абзац 4) и Ефрема Сирина (абзац 6) о неизбежности и пользе страданий в жизни христианина автор-богослов применяет сенсационно новаторски – для призыва терпеть страдания внутри Самой Христовой Церкви!! Оказывается, вопреки Евангелию («В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (от Иоанна 16:33)) скорби нас поджидают не только в миру, но и в Церкви. То есть внутри Церкви мир, с его скорбями и злом, Христом не побеждён. Если у Вас были скорби в мире вне Церкви, и Вы думали, что внутри Её Вы обретёте «покой душам вашим» – не надейтесь! Исцелять Вас в Церкви будут новыми скорбями, а Вы обязаны терпеть.

А как же так? А так! Как написано в абзаце 7: «Святые Отцы не ждут от Бога и Церкви справедливости». Вы раньше воспринимали несправедливость Бога позитивно, как благо и надежду, ибо без Его сверхсправедливой милости ни один из нас не смог бы получить прощение на Его суде, а про несправедливость Церкви вообще никогда ничего не слыхали? Не актуально. Несправедливость надлежит воспринимать теперь как источник страданий, которые надо терпеть. Отныне церковные нестроения получают освящение и оправдание как несправедливость в Церкви в прямом смысле, согласно святым отцам (имена бы их узнать!).

А кто же в Церкви является вершителем несправедливости, чьими заслугами Церковь превращается в «юдоль скорби и печали» для людей? Как же!! Это ведь епископы!!! Читаем в абзаце 13 (3-й с конца): «плохой епископ для христианина – это источник спасительных скорбей». В абзаце 2 христианину предлагается образец отсечения собственной воли и смирения перед епископами: Христос, восходящий «на крест с молитвой о своих мучителях «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» и призывающий к смирению перед ними», а также – древние мученики, которые «кротко восходят на кресты, костры и в раскаленные чаны. С них сдирают кожу, отрезают члены, перебивают кости… они благословляют в ответ». Но это ещё не всё. Богословское откровение о епископах РПЦ – мучителях христиан достигает своего апогея в абзаце 14 (2-й с конца): «в Церкви нет демократии. Требования раскольников её ввести, с отсылкой к различным редким эпизодам церковной истории, произрастает лишь из своеволия и нежелания потерпеть не распинающих палачей, а даже епископов Церкви. Опираясь на своеволие, войти в Рай, избегая креста». Оказывается, назначение епископов – не быть пастырем добрым, просветителем и попечителем для верующих, а на крест народ божий сажать, а то, понимаешь ли, прошмыгнуть в рай норовят без крестных мук от матери-Церкви и отцов-епископов. И будьте рады, что епископы-мучители ещё «не дотягивают» до «распинающих палачей»«сдирающих кожу, отрезающих члены».

Стоит заметить к слову, что нам (а в нашем лице и прочим неравнодушным мирянам, названным Лабарумом почему-то раскольниками) огульно инкриминируется требование от Церкви демократии, которое от нас не исходило. Демократия – диктатура большинства, соборность – диктатура единомыслия.

Показательно и манипулятивное использование высказывания Игнатия Богоносца «делающий что-нибудь без ведома епископа, служит диаволу», абсурдность которого в предлагаемом вырванном из контекста виде очевидна даже ученику воскресной школы. Если обратимся к самому тексту Послания сщмч. Игнатия к смирнянам (гл. 8-9), увидим в двух предваряющих цитату фразах устраняющее шок пояснение: «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви» и: «Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви». Становится ясно, что контекст был отброшен богословом-новатором из-за того, что указывал на священство как на адресата цитируемого высказывания, что делало цитату бесполезной в деле приструнения мирян, ради которого и был составлен удививший нас текст.

С прискорбием приходится констатировать, что основательностью и добротностью не отличаются ни работа всей бюрократии РПЦ с пасомым народом, ни попытки защитников этой бюрократии что-то противопоставить голосу пробуждающихся мирян.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.