Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 9. РАЗЛИЧИЕ ВЕРОИСПОВЕДНОЕ. §1. Откровение

Le romanisme, en remplacant l’unité de la foi universelle, par l’indépendance de l’opinion individuelle ou diocésaine, a été la première hérésie contre le dogme de la nature de l’Èglise ou de sa foi en elle même. La Réforme n’a été qu’une continuation de cette même hérésie sous une apparence différente.

(Quelques mots par un chrètien orthodoxe sur les communions occidentales.)*

[§1. Откровение]

[9:1] Различие в просветительных началах русского и большинства других славянских народов от народов германо-романских состоит в том, что первые исповедуют православие, а вторые римский католицизм, или протестантство. Достаточно ли велико различие между этими исповеданиями, чтобы основывать, между прочим, и на нём культурно-историческое различие славянского от германо-романского типа? Не составляет ли оно мало-существенную особенность, так сказать исчезающую в общем понятии христианской цивилизации? И с другой стороны, не существеннее ли даже различие между католичеством и протестантством, чем между первым и православием, догматическая разность между которыми для многих представляется не очень большою, так как они оба основываются на авторитете, в противоположность протестантству, основывающемуся на свободном исследовании? На это можно бы ответить очень коротко, именно: что отличие истины от лжи бесконечно и что две лжи всегда менее между собою отличаются, чем каждая из них от истины; но такой ответ был бы удовлетворителен только для тех, которые и в нём даже не нуждаются; для тех же, которые в трёх названных формах христианства видят не более как формальное различие, соответствующее различным ступеням развития религиозного сознания, такой ответ не сказал бы ровно ничего, и посему-то я позволю себе несколько остановиться на этом существенно важном предмете.

_____________________________________________
* Романизм, заменяя единство универсальной веры независимостью индивидуального или епархиального мнения, явился первой ересью, направленной против догмы природы церкви или её веры в самое себя. Реформа стала только продолжением этой же самой ереси под другой личиной (фр.). (Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (Paris, 1853; русск. перевод: 1863).

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.