Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 8. РАЗЛИЧИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ СТРОЕ. §1. Деление человеческих племён Ретциуса

[8:8] Прежде всего нельзя не заметить, что такое деление имеет совершенно характер искусственности. Здесь выставляется одно насквозь проницающее начало, которое, как это обыкновенно бывает, соединяет разнородное и разделяет сродное в других отношениях: так, например, строго придерживаясь этого деления, пришлось бы разнести южных и северных Немцев в разные классы человечества, так как только последние длинноголовы, первые же короткоголовы.

[8:9] Как согласовать это деление с делением по цвету кожи, по свойствам волос, по Камперову личному углу и, наконец, с делением лингвистическим? Здесь всё подчиняется одному признаку, которому придаётся преобладающее значение. Если Славяне, невзирая на то, что говорят арийским языком, имеют особую форму черепа, то необходимо принять, что они заимствовали свой язык от какого-нибудь длинноголового арийского племени, говорившего славянским языком, конечно, весьма многочисленного и могущественного, если оно могло передать свой язык такому крупному отделу человечества, имевшему в сущности тюркское происхождение, так как по соседству тех мест, где теперь живут или прежде жили Славяне, только одни тюркские племена соединяют характер короткоголовости с прямочелюстностью. Как же не осталось никаких следов от этого коренного пра-славянского племени? Из этого, казалось бы, всего ближе заключить, что отношения между продольным и поперечным диаметром черепов, хотя могут и должны быть принимаемы в число антропологических признаков, характеризующих группы человеческого рода, но не могут иметь того преобладающего значения, которое им придаётся. Сохраним, однако же, за ним это преобладающее значение и посмотрим, какие делают из него выводы.

[8:10] Народы, достигшие высшей культуры, как арийского, так и семитического племени, в древние и новые времена, все принадлежат и принадлежали к числу длинноголовых; следовательно, короткоголовые Славяне не принадлежат к числу высших племён человечества. Такое заключение было бы весьма приятно пану Духинскому , но, к сожалению, если по этому взгляду Русские – Туранцы, то такие же Туранцы и Поляки, так что volens-nolens* и им приходится разделять эту судьбу наравне с Русскими и со всеми Славянами. Но если какое-либо явление может быть одинаково хорошо истолковано двумя различными способами, двумя различными предположениями, то, конечно, каждый имеет полное право принимать то истолкование, которое ему более нравится.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.