Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 7. ГНИЁТ ЛИ ЗАПАД? §5. Определение эпохи, в которой находится цивилизация Европы

[7:14] При этом не надо выпускать из виду следующего: культурный тип Рима был простой, осуществляясь в одном государстве. Более сложен был тип Греции, а вследствие этой сложности, различные периоды его развития не могли быть совершенно одновременны. Когда жизнь иссякла уже в Афинах , живших лишь своими славными воспоминаниями, союзы Ахейский и Этолийский на некоторое время сохранили ещё жизненность греческого начала. Ещё полнее и долее сохранилось оно в Александрийской колонии , а потом в Царьграде . Ещё сложнее двуосновный европейский тип, и потому естественно, что ежели в каком-либо из составляющих его народов ход развития был задержан неблагоприятными обстоятельствами, то в этом народе и высшее развитие творческого начала и его результатов появится позднее, чем у остальных народов. Это случилось, например, с Германией, в которой тридцатилетняя опустошительная междуусобная война задержала начавшееся во время реформации развитие высшей культуры. Поэтому, наступивший только в половине прошедшего столетия период высшего поэтического творчества в Германии и последовавшее затем развитие самобытного германского философского мышления, а наконец и положительной науки, в которой только по истечении первой четверти XIX столетия заняла она первенствующее место, не может считаться противоречием высказываемому здесь взгляду на общий ход европейской цивилизации, взгляду, по которому её творческие созидательные силы вступили уже около полутораста или двухсот лет тому назад на нисходящую сторону своего пути. Наступило уже время плодоношения. Жатва ли это, или сбор плодов, или уже сбор винограда; позднее ли лето, ранняя ли или уже поздняя осень, – сказать трудно; но, во всяком случае, то солнце, которое возращало эти плоды, перешло уже за меридиан и склоняется уже к западу. Это положение стало бы гораздо яснее и очевиднее, если бы разобрать самый характер тех зиждительных сил, которыми построено и на которых держится здание европейской цивилизации, как это и делали Хомяков и Киреевский. Я предоставляю себе высказать мои мысли об этом впоследствии, при изложении существеннейших различий между народами славянского и германо-романского типа, к которому без дальнейших проволочек теперь же и приступаю. Пока же заключаю, что развитие самобытной славянской культуры не только вообще необходимо, но теперь именно своевременно.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.