Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». Глава 4. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ТОЖДЕСТВЕННА ЛИ С ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЮ? §2. Прогресс на Востоке; Китай

[4:2] … Неужели же эта высокая степень гражданского, промышленного и, в некотором отношении, даже научного развития, которое во многом оставляет далеко за собою цивилизацию древних Греков и Римлян, в ином даже и теперь может служить образцом для европейцев, – вышла во всеоружии из головы первого Китайца, как Минерва из головы Юпитера, а все остальные четыре или пять тысяч лет своего существования этот народ пережёвывал старое и не подвигался вперёд? Не были ли эти успехи, добытые на крайнем востоке азиатского материка, таким же результатом постепенно накоплявшегося умственного и физического, самостоятельного и своеобразного труда поколений, как и на крайнем юго-западе, – на европейском полуострове? И что же это такое, как не прогресс? Правда, что прогресс этот давно прекратился, – что даже многие прекрасные черты китайской гражданственности (как, например, влияние, предоставляемое науке и знанию) обратились в пустой формализм, – что дух жизни отлетел от Китая, – что он замирает под тяжестью прожитых им веков. Но разве это не общая судьба всего человечества, и разве один только Восток представляет подобные явления? Не в числе ли прогрессивных западных, как говорят, европейских народов считаются древние Греки и Римляне; и, однако же, не совершенно ли то же явление, что и Китай, представляла греческая Византийская Империя? С лишком тысячу лет прожила она после отделения от своей римской, западной сестры; каким же прогрессом ознаменовалась её жизнь после последнего великого дела эллинского народа – утверждения православной христианской догматики?

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.