Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 13. МЕСТО АВСТРИИ В ВОСТОЧНОМ ВОПРОСЕ. §2. Способы сохранения Австрии после Меттерниха: централизм, дуализм и федерализм; невозможность Австрии во всех этих формах. §2.1. Мысль об австрийской федерации Славян

[13:60] Идея, животворящая государство, не есть какое-либо отвлечённое мистическое представление, а напротив того – нечто, живущее в сознании всех или огромного большинства граждан государства, поддерживающее его жизнь и существование независимо от правительства, часто вопреки самым очевидным, самым вопиющим его ошибкам, и выказывающее всё своё могущество в таких кризисах, когда административный или вообще правительственный механизм оказывается несостоятельным, или даже, вследствие стечения неблагоприятных обстоятельств, совершенно останавливается и разрушается. Почти всякое государство, не лишённое жизненности, представляет в течение своей истории несколько таких примеров, в которых народ приносит всё в жертву сознательно или инстинктивно живущей в нём идее, и тем спасает её и себя. Что заставило Русских ополчиться на Поляков в 1612 году, оставить и сжечь Москву в 1812, Французов последовать за Иоанною д’Арк , или выставить 13 стотысячных армий в 1793, Испанцев – бороться с Наполеоном, наводнившим их страну своими войсками ? Что заставило, наконец, самих венгерских Славян и Мадьяр восстать за Марию Терезию, как не эта живущая в них государственная идея, которая, в этих случаях и во множестве других, действовала на миллионы точно так же, как действует начало самосохранения на отдельные личности? Но очевидно, что для проявления этого начала необходимо, чтоб организм был живой, т.е. чтобы он заключал в себе животворящую идею.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.