Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 12. ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС. §4. Новый период Восточного вопроса. §4.2. Отношение Европы к Туркам
[12:41] Отношение Европы к туркам никогда не было бескорыстно. Как теперь, так и за пять веков, видела она в оттоманском могуществе средство распространить свою власть и влияние на народы греческого и славянского православного мира. Как сатана-соблазнитель, говорила она одряхлевшей Византии: «видишь ли царство сие, пади и поклонись мне, и всё будет твоё». Ввиду грозы Магомета собирала она Флорентинский собор и соглашалась протянуть руку помощи погибавшему не иначе как под условием отказа от его духовного сокровища, – отречения от православия. Дряхлая Византия показала миру невиданный пример духовного героизма. Она предпочла политическую смерть и все ужасы варварского нашествия измене веры, ценою которой предлагалось спасение. Это же понятие о значении турецкого погрома жило и в сердце сербского народа. В эпическом сказании о битве на Косовом поле – повествуется о видении князя Лазаря, которому предлагается выбор между земным венцом и победою, и между венцом небесным, купленным ценою смерти и поражения. Инстинктивно-пророческий дух народной поэзии как бы видел в победе над оттоманскою силою потерю духовной самобытности народа. И поныне предпочитают Славяне Турции тяжёлое мусульманское ярмо – цивилизованному владычеству Австрии*.
__________________________________
* Босния и Герцеговина доказывают это теперь своим героическим восстанием (посмертн примеч. Н.Я. Данилевского).