Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 12. ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС. §5. Третий период Восточного вопроса. Неясность целей России в отношении к Турции. §5.2. Значение освобождения крестьян для Восточного вопроса

[12:57] Необходимость либеральной политики для решения Восточного вопроса явствует из того, что политика эта есть политика освобождения, – и не должны ли были казаться лицемерием не только врагам, но и друзьям России, её заботы о свободе народов, когда во внутренней политике она руководилась совершенно противоположными началами? Политика императрицы Екатерины была, без всякого сомнения, национальна и в то же время, по возможности, либеральна, – но только по возможности, ибо истинного либерализма не могло быть при существовании крепостного права. Сама великая императрица не была ли принуждена логическою последовательностью (вытекавшею из общего положения России) ввести крепостное право в Малороссии, где его доселе не было ? Не должны ли были славянские народы чувствовать невольного недоверия к России, вступавшей в борьбу за их освобождение, – и в то же время сохранявшей и распространявшей у себя дома рабство? Не охлаждало ли это к ней симпатий её единоплеменников и единоверцев, не давало ли права её врагам говорить ей: «врачу, исцелися сам»? Насколько возросли эти симпатии на наших глазах, несмотря на неудачу Крымской войны, как только снято было крепостное иго с русского народа! Не это ли внутреннее освобождение дало России возможность решить в свою пользу тяжбу с Польшею, всё ещё длившуюся, несмотря на наружное её подчинение, и не оно ли дало окончательное и благотворное направление польской части Восточного вопроса? Только с великого дня 19-го февраля, и только повторительно ознаменованная святым действием освобождения, получила Россия в свои руки все средства и орудия для решения возложенной на неё великой задачи Восточного вопроса, т.е. полного народного всеславянского освобождения. С этого великого дня исполняются над Россиею слова Писания: «последние становятся первыми». Роли меняются. Проповедники свободы на словах – становятся защитниками рабства на деле; а слывшие так долго поборниками рабства и угнетения – могут с чистою совестью предносить знамя свободы.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.