Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 11. ЕВРОПЕЙНИЧАНЬЕ – БОЛЕЗНЬ РУССКОЙ ЖИЗНИ. §1. Неполное здоровье России. Необходимость петровского преобразования. §1.5. Смотрение на дела России сквозь европейские очки. §1.5.6. Гордыня России. Польское дело

[11:59] Все перечисленные здесь и пояснённые примерами виды европейничанья суть, конечно, только симптомы болезни, которую можно назвать слабостью и немощью народного духа в высших образованных слоях русского общества. Но, будучи симптомами болезни, они составляют вместе и родотворную причину болезни, от которой она ведёт своё происхождение и которая беспрестанно её поддерживает. Болезнь эта, в целом, препятствует осуществлению великих судеб русского народа, и может наконец (несмотря на всё видимое государственное могущество), иссушив самобытный родник народного духа, лишить историческую жизнь русского народа внутренней зиждительной силы, а следовательно, сделать бесполезным, излишним самое его существование – ибо всё, лишённое внутреннего содержания, составляет лишь исторический хлам, который собирается и в огонь вметается в день исторического суда. Какая же сила излечит нас от постигшего нас недуга, и, упразднив в нём всё искажающее наш народный облик, обратит и эту болезнь к росту, как обратила уже татарское данничество и закрепощение народа? И прямое действие власти, и сила слова кажутся нам для сего недостаточными. Оскудение духа может излечиться только поднятием и возбуждением духа, которое заставило бы встрепенуться все слои русского общества, привело бы их в живое общение, восполнило бы недостаток духа там, где он иссякает в подражательности и слепом благоговении перед чуждыми идеалами, восполнило из того сокрытого родника, откуда он не раз бил полноводным ключом, как во дни Минина, и начинал бить в более близкие к нам годины испытаний 1812 и 1863 годов *. Для избавления от духовного плена и рабства надобен тесный союз со всеми пленёнными и порабощёнными братьями, – необходима борьба, которая, сорвав все личины, поставила бы врагов лицом к лицу, и заставила бы возненавидеть идолослужение и поклонение своим открыто объявленным врагам и противникам. Совершить это в силе только суровая школа событий, только грозный опыт истории. Эти целительные события, от которых придётся (хотим ли или не хотим) принять спасительные уроки, уже восходят на историческом горизонте и зовутся: Восточным вопросом.
_____________________
* И 1876 и 1877 (посмертн. примеч. Н.Я. Данилевского).

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.