Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 10. РАЗЛИЧИЯ В ХОДЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. §2. Рабство, данничество, феодализм. §2.5. Гнёт отвлечённого государства
[10:39] Но на деле и для Франции грозный момент кризиса ещё не настал: мы видели только его предвестников. В течение веков, в которые Европа последовательно освобождалась от трёх гнётов, наложенных на неё при самом её нарождении (гнёта схоластики, гнёта религиозного деспотизма и гнёта феодализма), незаметно сковывалась и опутывала собою её народы новая цепь, налагался новый гнёт – гнёт отвлечённого государства на живые национальности. Когда закладывались основы европейского общества, различные народности, составляющие Европу, ещё не образовались; – государства, современные этому порядку вещей, имели по необходимости временный, провизуарный характер. Все германские и романские племена in statu nascendi объединялись принципом божественного государства, служившего продолжением римского предания и осуществлённого Карлом Великим, а потом принципом иерархического единства, осуществлённого Григорием VII. Кроме того, связывались они сетью общеевропейской аристократии, так как владения вассалов империи Карла не совпадали с границами тех государств, или – правильнее сказать – тех уделов, на которые она распалась. Этот общий европейский характер аристократии поддерживался и после обособления европейского дворянства по национальностям – институтом рыцарства. Общее всем европейским народам предприятие крестовых походов также поддержало это единство. Между тем происходил медленный этнографический процесс образования отдельных национальностей из племенного хаоса, последовавшего за переселением народов.