Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 10. РАЗЛИЧИЯ В ХОДЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. §2. Рабство, данничество, феодализм. §2.1. Гнёт мысли и гнёт совести в средневековой Европе
[10:22] Этим высшие общественные классы могли удовольствоваться. Гнёт, который был на них наложен косвенным влиянием побеждённого римского элемента, был свергнут, а тот, который они сами наложили на побеждённых, оставался в полной силе и не дошёл ещё до полного, ясного и определённого сознания угнетаемых. Из такого положения вещей произошёл второй период гармонического развития, второй цвет европейской культуры, который вместе с тем был и апогеем творческих сил, составляющих внутренний залог развития европейского культурно-исторического типа. Ему соответствовал XVII век. Он-то собственно составляет идеал того направления, которое теперь считается ретроградным, – идеал европейского консерватизма, к которому и желали бы повернуть все его поклонники, за исключением небольшой партии ультрамонтанов и романтиков, идеал которых ещё далее назади.