Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 10. РАЗЛИЧИЯ В ХОДЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. §2. Рабство, данничество, феодализм. §2.1. Гнёт мысли и гнёт совести в средневековой Европе

[10:21] После героического периода крестовых походов, раскрывшего все силы средневекового общества и приведшего их в соприкосновение с арабскою цивилизациею, наступил XIII векпериод цвета средневековой теократо-аристократической культуры – период гармонического развития всех заключавшихся в нём сил, при котором низшие общественные классы составляли в полном смысле то, что называют немцы нэр-штанд*, заменивший собою афинских и римских рабов, носивший, как Атлас на плечах своих, небо культуры, кряхтя и сгибаясь. Этот первый цвет европейской культуры составляет идеал романтиков. Но и само высшее общество, особенно – мыслящие в нём люди, почувствовало тяготевший над ним гнёт, когда одновременное стечение некоторых изобретений, открытий и политических переворотов ознакомило их ближе с древнею мыслию и возбудило самодеятельность собственной мысли. Первым был почувствован и свергнут гнёт авторитета в области мышления, – что и называется временем возрождения, которому соответствовал XV век; а за ним, при помощи этой самодеятельной мысли, свергнут и гнёт религиозный – что составило время реформации, соответствующее XVI веку.

____________________
*кормящее сословие (нем.).

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.