Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 10. РАЗЛИЧИЯ В ХОДЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. §1. Определение государства. §1.3. Одна народность – одно государство. Различные формы государства

[10:6] …По-видимому, такому понятию совершенно противоречит существование Соединённых Штатов, национальность которых есть английская . Но, как существование мелких финских племён в составе русского государства указывает лишь на незавершившийся, неокончившийся ещё процесс их ассимиляции, так существование самобытного государства Соединённых Штатов указывает, напротив того, на зародившееся только образование новой национальности, совершенно различной от английской. Мы присутствуем теперь, сами мало это замечая (ибо так мало резок, так мало заметен бывает всякий процесс нового образования), при переселении народов – совершенно подобном тому, которое породило нынешний европейский или романо-германский культурно-исторический тип. Причины этого переселения народов совершенно однородны с теми, которые произвели так называемое великое переселение: в обоих случаях тот же недостаток средств к существованию на местах родины переселенцев. Объём нового переселения нисколько не меньше, если даже не больше, происходившего в первые века христианской эры. Сотни тысяч, а иногда до полумиллиона народа переселяется ежегодно через океан. Результаты переселения одни и те же: смешение народов, приходящих на новую почву не в государственной, туго поддающейся слиянию форме, а в виде более свободных, так сказать, разжиженных этнографических элементов. Весьма было бы странно, если бы это смешение Голландцев, Англичан, Немцев, Кельтов, Французов, Испанцев и даже Славян (Чехов), при совершенно особых физических и нравственных условиях страны, не произвело бы новой или новых народностей, – как некогда смешение разных германских, галльских, романских и отчасти славянских и арабских элементов произвело новые народности: Английскую, Немецкую, Французскую, Итальянскую, Испанскую. Эти элементы, в различной пропорции смешения занявшие западные части Римской империи и Германии, не были уже в то время совершенно дикими, и потому должны были иметь какое-либо общественное или даже государственное устройство, тем более, что находились под влиянием культурного элемента римского. Поселившись на новой почве, они не представляли уже племени без всякой политической связи, каковы, например, американские дикари; но политическая связь их не могла быть государством, основанным на народном национальном характере, ибо такового ещё не выработалось. Старый римский, галльский, бретонский мир был разрушен, новый (преимущественно, хотя и не исключительно) германский не успел ещё с ним слиться в новое или в новые целые. Поэтому, первые государства, последовавшие за падением Римской империи, имели, так сказать, временный, провизуарный характердабы под кровом их могли выработаться новые народности.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.