Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа». ГЛАВА 10. РАЗЛИЧИЯ В ХОДЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. §1. Определение государства. §1.1. Отношение между народностию и государством. Племена несознательные

[10:4] … Если между деревом и его корой попадётся посторонний предмет, – дерево обрастает его, включает в свою массу. Но с народами бывает ещё нечто иное: в племенной, этнографический, а не исторический. период своего бытия – они обладают значительною гибкостью, мягкостью организма. Не подвергнувшись ещё влиянию своего особого образовательного начала, они сохраняют способность легко вступать в тесное соединение с другими народностями, точно так же как многие химические вещества вступают в соединение между собою только в состоянии зарождения (in statu nascendi). Эти этнографические элементы производят смешанный тип, если они между собою равносильны; или только немного изменяют главный тип, если одно из соединяющихся племён значительно преобладает численностью или нравственною уподобляющею силою. Если бы этим поглощаемым племенам предоставлена была возможность долее продолжать своё независимое существование, или если бы влияние на них племён, далее подвинувшихся в своём развитии, было отдалённее, то может быть и они достигли бы исторического момента своей жизни и образовали бы самобытные государства. Но, не имев этого счастия, или не будучи к тому способны, они входят в состав какого-либо преобладающего (предназначенного к исторической судьбе) племени. Процесс этого поглощения совершается, конечно, не вдруг, а тем медленнее – чем естественнее и менее насильственно он происходит. Такова была судьба финских племён, рассеянных по пространству России. Славяне никогда их не покоряли с самого начала истории, племена их являются в дружном союзе с племенами славянскими и сообща кладут основание государства. Но более сильное племя поглощает их естественным путём ассимиляции. Процесс этот ещё не кончен, и мы видим финское племя до сих пор на всех ступенях слияния – начиная от той, при которой остались только следы бывшей розни (в фински звучащих названиях урочищ), до сохранивших ещё свою полную племенную физиономию Эстов, и, несмотря на это, желающих слиться с русским народом, если бы мы сами не поставили тому преград. Само собою разумеется, что Весь87, Корелы, Зыряне89, Мордва, Черемисы90, Чуваши, так же как Остяки96, Вогуличи236 или Самоеды95 – не могут составлять государств; но они и притязаний на это никаких не имеют, не имеют сознания исторического или политического характера своей народности, – его следовательно и вовсе не существует. Таково же например положение Басков93 во Франции и в Испании.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.