История и искусство как поле идеологической борьбы: надо судить не личности, а давать оценку тем или иным деяниям, совершение которых абсолютно достоверно
Поводом для данной статьи послужила публикация на одном из интернет-ресурсов с названием «Картина «Иван Грозный убивает своего сына» как элемент технологии культурно-исторических провокаций». Что, вообще говоря, полностью соответствует истине. Ибо на Ивана Грозного, первого русского царя, возвели столько напраслины, как ни на одного другого самодержца в нашей истории. Сначала это исходило от Романовых, чья династия воссела на престол Рюриковичей на, мягко говоря, весьма спорных основаниях. Потом тему развили большевики, мазавшие грязью всех русских царей. И лишь при Сталине, который сам показнил немало «изменников-бояр», интенсивность обливания грязью несколько снизилась.
Однако знаменитая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» доселе считается чуть ли не главным портретом эпохи Грозного, попала во все учебники и как бы является «свидетельством» того, что именно так всё и было. При том, что об убийстве Грозным сына нет ни одного(!) достоверного свидетельства или документа. История эта пошла гулять со слов высланного из России резидента Ватикана иезуита Антонио Поссевино, который прибыл убеждать Грозного принять католичество и получил «от ворот поворот». А тут как раз преставился долго болевший царевич Иван (при эксгумации его, кстати, доказательств травм головы не нашли, но зато содержание ртути в организме в 20 раз превышало предельно допустимое), и вернувшись домой, Поссевино начал публиковать свой пасквиль, прекрасно вписавшийся в череду других ужастиков о России.
Стоит ли удивляться, что проникнутый, как и все «образованные классы» тогдашней России, либеральными взглядами, именно этот исторический анекдотец Репин избрал в качестве темы своей картины. Кстати сказать, «воздаяние свыше» за клевету не заставило себя ждать. У Репина после написания картины отсохла правая рука, художник Мясоедов, позировавший в образе царя, в приступе ярости чуть не прикончил своего маленького сына Ивана. Писатель Всеволод Гаршин, с которого Репин писал царевича, сошел с ума и выбросился в лестничный пролет… Право же, как ничего не отсохло доселе у Павла Лунгина, снявшего про Грозного не менее омерзительный и клеветнический фильм «Царь», остаётся только удивляться.
Но тем не менее, своё подлое дело шедевр Репина сделал и делает до сих пор: версия об «убийстве сына» доселе считается «достоверной», а значит и любая другая клевета на такого человека тоже принималась как «историческая данность». Впрочем, если проделать нечто подобное сейчас (например, снять голливудский фильм как Путин убивает своих детей, и дать ему «Оскара»), то уже лет через десять очень многие, по крайней мере – на Западе, будут в полной уверенности, что именно так всё и было.
Кстати, Иван Грозный прожил всего 54 года. Но в 17 лет этот образованнейший для своего времени человек уже создал «кабинет реформ» – «Избранную раду», в 19 лет – созвал первый Земский Собор, заложив основы гражданского общества, в 20 лет – создал корпус стрельцов – первую нашу регулярную армию, в 22 года взял Казань, а в 26 – Астрахань… И это при том, что, например, другой русский царь – Пётр, проживший примерно столько же (52 года) и вошедший в историю как Великий, в 16 лет едва умел читать и писать, и знал всего два(!) арифметических действия – сложение и вычитание, зато напропалую пил и проводил время с девицами «с пониженной социальной ответственностью».
Это мы к тому, что давно пора почистить нашу историю от подобных фейков, формирующих негативный образ России и русских. Иначе историю наши дети будут воспринимать как в кривом зеркале. Например, все знают, что крепостное право отменил Александр Второй. Но что целенаправленно 15 лет(!) готовил это событие его отец Николай Первый (тот самый «деспот», «Николай Палкин», «палач декабристов» и т.д.) знают единицы. И какое при такой исторической грамотности может быть «патриотическое воспитание»?!