Исламская республика Иран: секрет стабильности режима

После победы Иранской исламской революции в 1979 г. многие политики и исследователи на Западе предрекли скорый крах нового строя. С тех пор прошло более четырёх десятков лет, но исламский режим не пал и демонстрирует завидную стабильность.

Часто это объясняют чрезвычайно жёсткими порядками, установленными в Иране: мол власть монополизирована группой шиитов-фанатиков, подавляются свободы, проводятся расправы с недовольными, пресекаются любое инакомыслие и протесты и т.д. Да, не без этого, однако считать, что система держится на деспотизме ошибочно. Существует испанская поговорка: на штыки можно опираться, но сидеть на них нельзя. С помощью грубого насилия взять власть можно, но удержать её – невозможно.

На протяжении десятилетий Иран подвергается мощному давлению Запада, живёт в условиях экономических санкций, сталкивается с экономическими трудностями и падением уровня жизни населения. В этих условиях удержать легитимность в глазах населения только силой практически невозможно. Да и Запад, будь он уверен в нелояльности населения власти, давно бы устроил в Тегеране цветную революцию.

В чём же основа устойчивости режима в Иране?

1. Страна обладает пассионарной общенациональной идеологией, консолидирующей общество. Эта идеология базируется на корнях Иранской цивилизации и позволяет иранцам самоидентифицироваться на прочной основе осознания своих цивилизационных отличий от других культурно-исторических типов, прежде всего – Западного. Прозападный шахский режим, вполне благополучный с американо-европейской точки зрения, был ненавидим большинством населения Ирана. Именно это большинство и совершило исламскую (традиционалистско-консервативную) революцию. Сплотив народ вокруг общенациональной идеологии, не столько консервирующей старые порядки, сколько проводящей модернизацию исходя из основ именно Иранской, а не Западной цивилизации, режим обеспечивает себе и стране достаточный запас прочности, необходимый для успешного развития. Иранская идеология по-своему революционна, она нацелена на будущее, а не на консервацию прошлого.

2. Циркуляция (процесс смены) элиты происходит без значительных потрясений. Это не означает, что в Тегеране в принципе отсутствует борьба за власть: она неизбежна хотя бы в силу того, что разные представители элиты могут видеть разные пути решения стоящих перед страной задач. Однако подобная борьба во-первых ведётся в рамках сложившейся политической системы: никто из представителей элиты не пытается реформировать её в стиле горбачёвской перестройки. Во-вторых, представители элиты разделяют существующую идеологию. С одной стороны, она для них «не догма, а руководство к действию», а с другой они не пытаются приспособить её постулаты к любым политическим колебаниям и прикрыть идеологией свои просчёты и ошибки, как это было с позднесоветской элитой второй половины 70-80-х гг.

3. Для Ирана характерна всеобщая приверженность делу исламской революции: её тяготы ложатся как на простых граждан, так и на элиту. Элита не отделяет себя от народа. Большое положительное значение для стабильности имеет внешнее давление Запада, которое справедливо рассматривается населением как попытка уничтожить цивилизационные основы иранского государства. Возникает интересная ситуация: чем сильнее внешнее давление, тем стабильнее будет политический режим.

В итоге иранский режим сохраняет стабильность. Не пора ли элите РФ задуматься над необходимостью обретения общенациональной идеологии и стратегии развития страны, построенных на наших цивилизационных основах, а не по западным лекалам? Ведь очевидно же, что одними парадами и пышными государственными праздниками сплотить и мобилизовать страну не получится.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.