Историософия Н. Я. Данилевского – основа национальной идеологии России

А.В. Буренков в передаче «Время новостей» на ГТР Крыма. Передачу ведёт Сергей Минчик. 28.08.2014 г.

Ведущий: Продолжаем говорить на самые интересные и важные темы и сегодня у нас в гостях Александр Буренков, Директор Института русско-славянских исследований имени Н.Я. Данилевского. Александр Васильевич, здравствуйте! Первый вопрос – какими судьбами в Крыму? С чем связан Ваш приезд на полуостров?

– Здравствуйте. Мой приезд связан с именем Н.Я. Данилевского. Дело в том, что у вас в Крыму в Форосе находится могила нашего великого русского учёного, философа, естественника. Это бывшее имение Мшатка, сейчас – детский оздоровительный лагерь имени Комарова. Пришло время, в связи с присоединением Крыма к России, основательно заняться этим местом, этой могилой с тем, чтобы мы её не утеряли. Её надо делать памятником республиканского, как минимум, значения, а лучше федерального значения. Мы пытались в прошлые годы на этот процесс как-то повлиять, но у нас ничего не получилось.

Ведущий: Вы собираетесь проводить чтения Н.Я. Данилевского в Крыму. Что это будет за мероприятие?

– Цель проведения чтений – обратить внимание, прежде всего, крымчан на то, что на Вашей территории находится могила такого человека, который признан на Западе основоположником цивилизационного метода исследования истории. Его теория культурно-исторических типов признана во всём мире. Он является идеологом панславизма. Каждые пять-семь лет выходит по монографии на Западе на основе творчества Н.Я. Данилевского. Сегодня пришло время популяризации его учения с тем, чтобы и студенты, и простые граждане, и государственные чиновники смогли в полной мере воспользоваться его учением. Дело в том, что он создал и сформулировал в книге «Россия и Европа» готовую теорию: и геополитическую, и внутриполитическую для верховной власти своего времени, но, к сожалению, та власть этим не воспользовалась (книга вышла в 1869 году), и отчасти с этим связана и драматическая история нашего Отечества. Сегодня, когда на Украине Америка организовала на нас атаку почти что открытую, его учения востребованы как никогда. Именно на основе историософии Н.Я. Данилевского, мы видим, и произошло воссоединение Крыма с Россией. Он указывал нам на то, что только разделённый народ всегда будет стремиться воссоединиться в одно государство, один народ должен составлять одно государство. И тогда уже он ввёл понятие разделённого народа.

Ведущий: Александр Васильевич, раньше в Крыму уже проводились некоторое время назад чтения памяти Н.Я. Данилевского, но потом на достаточно длительный период времени о Данилевском забыли, его имя никак не вспоминалось на Украине. Как Вы считаете почему?

– Теперь это видно, что несмотря на ту политику украинизации, которая проводилась в Крыму (мы это увидели очень хорошо), группа ваших крымских активистов смогла в 90-е годы восстановить могилу, раскатать её из-под асфальта. На месте этой могилы было кострище пионерское. Стараниями родственников был установлен памятник, и где-то до нулевых годов могила была свободна к доступу, а потом доступ туда был прекращён. Я сам в прошлом году с крымским батюшкой, который был у истоков восстановления его могилы, не смог туда попасть, нас просто не пропустила охрана. А в этом году наш представитель смог попасть на могилу только через премьер-министра Аксёнова, и на это ушло полтора месяца.

Ведущий: С Крымом Данилевского действительно очень много связывало, ушёл из жизни он не в Крыму, а похоронен в Крыму. Какую роль в жизни и творческом развитии Н.Я. Данилевского сыграл полуостров? Вы знаете ответ на этот вопрос?

– Прежде всего, для нас ценно то, что именно в Крыму он написал книгу «Россия и Европа» в 60-х годах, как он говорил «за несколько спокойных зим», это для нас самое важное. Для крымчан не безразлично, я думаю, что он был директором Никитского ботанического сада и его стараниями было спасено виноградарство в Крыму – он основоположник борьбы с филлоксерой. Это учёный-естественник, прежде всего, ихтиолог, натуровед и потом уже учёный-философ, историк, историософ. Он ввёл совершенно новое понятие – историософия.

Ведущий: Действительно Данилевский – это в первую очередь учёный, естествоиспытатель, но после публикации его книги «Россия и Европа» его имя прославилось на всю страну. Его почитателями были и Достоевский, и Толстой, который проделал гигантский путь для того, чтобы пообщаться с Данилевским здесь в Крыму. Почему сейчас имя Н.Я. Данилевского не известно широкой общественности?

– Книга и вообще творческое наследие Данилевского имеют драматический оттенок как раз из-за европейничания – болезни русской жизни. Это то понятие, которое Данилевский ввёл в научный оборот. Дело в том, что с правления Петра I мы совершили прививку западной культуры, и высшие сословия перестали себя считать русскими до неузнаваемости, переоделись в иностранные одежды, стали мыслить по-иностранному. Мы импортировали западную систему политических учреждений. И, самое главное, Данилевский писал, что мы стали смотреть на свои дела через призму интересов Европы и Запада, что отчасти продолжаем делать и сегодня, за исключением последних событий, которые нас вдохновляют: не оглядываясь на Запад, Россия присоединила Крым. Надеемся, что и дальше она будет так же самобытно действовать. Пора возвращаться к себе домой, избавляться от этого западничества. Как они живут для себя, так и нам надо жить для себя, исходя из собственного самобытного начала, как мы его понимаем. Данилевский сегодня востребован, прежде всего, потому что в связи с присоединением Крыма и событий в Новороссии, на Украине, с той атакой, которую Америка на нас организовала, остро стоит вопрос национальной идеологии. Национальную идеологию сегодня можно и нужно, и должно сформулировать на основе историософии Н.Я. Данилевского, его творческого наследия. Если коротко, наша национальная идеология – «чужого не надо, своё не отдадим!»

Ведущий: Кроме Н.Я. Данилевского было много философов. Наряду с Данилевским называют имя Ильина, например. Как определить роль именно Данилевского в развитии русской культуры? Чем он отличается от других великих русских мыслителей?

– Очень хорошо сказал Страхов, что Данилевский даже не славянофил, он создал данилевщину, самобытен и стоит особняком в нашей культуре. Этот человек, прежде всего, гражданин. Во всём его творчестве и жизненном пути мы видим выполнение долга гражданина; и, поставив себе такую задачу, он смог сформулировать конкретную политическую программу действий для верховной власти своего времени, которая актуальна и сегодня. И очень много прогнозов его сбылись.

Ведущий: Вы называете Данилевского патриотом России, в первую очередь, но его считают, и Вы об этом знаете и только что об этом говорили, одним из ярчайших представителей идеологии панславизма. Насколько эта идеология актуальна в наши дни? Она не совсем отвечает программе национального развития страны конкретно взятой.

– Суть идеологии панславизма заключается в объединении славянских стран, как писал Данилевский, хотя бы на уровне политической системы или конфедерации, или федерации в будущем. Эта идея, к сожалению, сегодня политически не актуальна, она не реализуема. А нереализуема потому, что мы пошли по негативным прогнозам Данилевского. Он указал много причин, по которым этого может не получиться. Мы этот путь прошли. Но сегодня эта идея скукожилась до задачи собственно русского мира: Россия – Белоруссия – Украина. Хотя бы на уровне Таможенного союза, то, что сейчас наш Президент делает, далее – в более тесной конфедеративной форме, федеративной и т.д. Не занялись мы объединением славянского мира в своё время в 1877-1878 гг., всё отдали на Берлинском Конгрессе после Русско-Турецкой войны. Данилевский писал, что объединённой Европе может противосотоять объединённый славянский мир, но сегодня к теме славянского мира надо вернуться на основе культурного взаимодействия. Побратимские связи надо делать, прежде всего, со славянскими странами, а не с Германией, Францией, Америкой и т.д. От этого никакого толка нет.

Ведущий: Александр Васильевич, в таком случае удачи Вам в работе, спасибо Вам, что приехали в нашу студию и нашли возможность ответить на наши вопросы.


Буренков Александр
директор Института русско-славянских исследований им. Н.Я. Данилевского, главный редактор газеты “Гражданин-созидатель”

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.