Институт русско-славянских исследований
имени Николая Яковлевича Данилевского
Автономная некоммерческая организация
danilevsky.ru, данилевский.рф     irsi@danilevsky.ru     +7 (496) 347-26-96

Аксючиц Виктор Владимирович

Русский маятник. От коммунистического тупика через либеральный обвал. Заметки очевидца

Аксючиц В. Русский маятник. От коммунистического тупика через либеральный обвал. Заметки очевидца. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 567 с.
Материал доступен для загрузки в следующих форматах:

Я готов повторить вслед за Николаем Бердяевым: «Я не задаюсь целью обнаружить себя в сыром виде, обнажить себя, я задаюсь целью совершить акт экзистенциального философского познания о себе, осмыслить свой духовный путь» (Н. Бердяев, «Самопознание»). Многое из того, что мы вскрываем в себе (в сновидениях, психоанализом, в состояниях аффекта, транса), – ещё не является элементами нашей душевной конституции, а лишь «в сыром виде», ещё материал самоопределения. Это глубинное проживание различных возможностей, изживание, вытеснение чуждого и тёмного. Некритический взор может застигнуть эти тени и принять их за реальность. Выведение мутных образов на дневной свет «искренностью, доведённой до крайности» наделяет их бытийностью, тени начинают жить и господствовать в полдень, разъедать душу. Поэтому персоналистическая установка наряду с искренностью предполагает ответственность и трезвость мысли, предохраняющие от заразительного бесстыдства.
(Дневник самосознания, 13.09.81 год)
 
Работа над массивом по историософии России побудила задуматься о том, как осознание истории вырастает из опыта самоосознания. Индивидуальный опыт по существу ближе к постижению жизни человеческого духа, каковой и является история. Я не буду доказывать, что изучал историю своей страны объективно и беспристрастно – с холодным сердцем, мои книги о России выстраданы моей жизнью. Описывая судьбу Отечества, я осознаю и свою судьбу. Я не отрицаю, что моё понимание истории Родины основывается на моей жизни, более того, убеждён, что это и есть наиболее объективный подход к истории: наша история и наши судьбы укоренены в общей экзистенции и в едином бытии. Многие поколения советских людей были насильственно отторгнуты от своей подлинной родины, нам с детства блокировали историческую память и национальное сознание, мы росли не в тысячелетней великой русской православной культуре, а в клочках коммунистической утопии. И можно считать чудом, что сквозь выжженную почву пробивались ростки, движимые интуицией бытия и стремящиеся обрести Небесное и земное Отечество. Обретение Родины в духовном смысле было обретением самого себя.