Жилин А. А.

Значение идей Н. Я. Данилевского для Крыма в современных условиях

Жилин А.А.
депутат Государственного Совета Республики Крым,
заместитель Председателя Русской общины Крыма
(г. Симферополь, Россия)
 
Значение идей Н.Я. Данилевского для Крыма
в современных условиях
Статья раскрывает практическую значимость идей Н.Я. Данилевского при проведении национально-государственной политики, рассматриваются основные этапы изучения и распространения творческого наследия Н.Я. Данилевского в Крыму в конце ХХ – начале XXI века.
Zhilin A.A.
The significance of the ideas of N.Ya. Danilevsky
for the Crimea in modern conditions

The article reveals the practical importance of N.Ya. Danilevsky’s ideas in conducting national and state policy, considers the basic stages of learning and dissemination of the creative legacy of N.Ya. Danilevsky in the Crimea at the end of the XXth – beginning of XXIst centuries.

Онтологические вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?” никогда не снимались с повестки дня перед русским народом. Но особенно жизненно важными они стали после распада СССР, когда русский этнос оказался расчлененным народом, а около 18% его численности оказались за пределами России и не по своей воле. В результате национальные, гражданские, социальные, политические права русских на рубеже двух столетий стали испытывать ущемления, притеснения и даже смертельную опасность со стороны национал-фашистов и радикалов (трагические события в Одессе 2 мая 2014 года, гибель тысячи мирных жителей Донецкой и Луганской народных республик). И сегодня звучат лозунги русофобов на Украине: “Чемодан-вокзал-Россия”, “Москаляку на гиляку”, “Крым будет либо украинским, либо безлюдным”. Все это свидетельствует о том, что русский этнос к концу XX – началу XXIв. переживает один из самых трагических периодов в своей истории.

Ассимиляция, депортация, депопуляция стали характерными явлениями для русского этноса этого времени. Кроме того осуществляется запланированный культурный и нравственный геноцид русского народа.

Уже не первое десятилетие на нас обрушиваются информационные войны Империи Зла (США) и целого ряда стран ЕС. Их цель – разложить души русских людей, породить насилие, разврат, бездуховность. Правители США, выбравшие путь насилия, обрели почти бесконтрольную власть в мире.

Перед Россией и русским миром стала задача выработки для своего же спасения консолидирующего начала. Несомненно, им должна была стать общенациональная Русская идея.

Изначально она базировались на православных, а в советское время на марксистско-ленинских (коммунистических) представлениях об основных принципах организации человеческого бытия, принимавших свои, национально обусловленные особенности в России.

Русская национальная идея видоизменилась по мере исторического развития России. Она прошла путь от средневековых представлений о будущем России как Третьем Риме, затем через уваровскую формулу “православие-самодержавие-народность” до идеи построения “нового светлого будущего” – коммунизма. В каждой из этих идей можно найти элементы действительные и для сегодняшнего дня. Благодаря идеям всеединства и соборности русская философская мысль сумела оказать значительное влияние на народы, проживающие на территории Крыма, где творили такие гении А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, П.И. Новгородцев, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский и другие русские мыслители.

С Крымом связано творчество нашего знаменитого земляка Н.Я. Данилевского. Имя ученого многие годы было предано забвению. Утерено было даже место его захоронения. И только в 1991 году удалось определить ее местоположение преподавателем Симферопольского государственного университета им. М.В. Фрунзе С.Н. Киселевым. Его предположения затем подтвердили родственники Н.Я. Данилевского, сохранившие описания семейного кладбища и старые фотографии.

В 1996 году сотрудники и студенты университета восстановили могилы Н.Я. Данилевского и его жены, а в декабре 1997 года потомки Николая Яковлевича установили на могиле памятник.

В этом году исполняется 130 лет со дня смерти выдающегося русского мыслителя, философа, социолога, естествовоспитателя.

Похоронен он в своем имении Мшатка близ Фороса. Здесь в своем имении он работал над своими трудами, в том числе и над таким фундаментальным, как “Россия и Европа”.

Интерес к творчеству нашего земляка стал особенно заметен в самом начале XXI столетия. Стали проводиться памятные мероприятия – “Чтения Н.Я. Данилевского”. С 2000 года, в день рождения ученого, 10 декабря, стали регулярно выезжать в Мшатку, на могилу Николая Яковлевича, члены Русской общины Крыма, ученые, журналисты, общественность полуострова.

С 2003 года на организованной Русской общиной Крыма и Русским культурным центром конференции “Русские в истории Крыма” стали заслушиваться научные доклады по наследию Н.Я. Данилевского.

На следующий год под эгидой Русской общины Крыма и Русского культурного центра была проведена научно-практическая конференция: “Крым в контексте русского мира”, на которой с докладом “Русская философия в Крыму” выступил проректор по научно-исследовательской работе профессор А.П. Козак. Среди 4-х выдающихся философов Крыма таких, как Н.Я. Данилевский, П.И. Новгородцев, С.Н. Булгаков и В.И. Вернадский, он, прежде всего, выделил имя Н.Я. Данилевского, взгляды которого сыграли большую роль в судьбах России и Крыма. И на протяжении следующего десятилетия тема Н.Я. Данилевского всегда присутствовала в конференциях, организованных Русской общиной Крыма.

В год 185-летия со дня рождения выдающегося русского мыслителя, ученого естествоиспытателя, по сути дела, энциклопедиста, в г. Бахчисарае в декабре 2007 года прошла философско-научная конференция “Русский мир и славянство: мечты о единстве и реальность разобщения?”. Конференция прошла при поддержке Верховного Совета и Совета министров АРК и была организована Русской общиной Крыма. Среди научно-образовательных учреждений были представлены: ТНУ им. В.И. Вернадского, Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского, Крымский филиал Национальной юридической академии имени Я. Мудрого, Государственная академия руководящих кадров культуры и искусств (г. Киев), Восточно-украинский национальный университет им. В. Даля (г. Луганск).

Главный вывод, который был сделан участниками конференции то, что решение обретения национальной идеологии невозможно без выявления основных теоретико-историософских положений и без оценки на основе последних всего пройденного Россией исторического пути. Творческое наследие Н.Я. Данилевского, мыслителя и гражданина, который еще в конце XIX века составил для нас, по сути, программу стратегии национального развития России для своего времени, и может быть взято за основу формирование такой идеологии.

Несомненно, для русского движения Крыма в это время имели огромную ценность воззренияН.Я. Данилевского на проблему взаимоотношения России и Запада. Самое главное возражение Н.Я. Данилевского против европоцентризма заключались в том, что этот подход не давал объяснения ни истории России, ни истории народов Востока, превращая их в приложение к европейской истории. Н.Я. Данилевский исходит из того, что Россия и Европа принадлежат к разным типам культур и не только не совместимых, но и враждебных друг к другу. Причем в Европе эта враждебность носит осознанный характер.

Противопоставление Европой своих интересов интересам славянского мира и мусульманского мира стало для них доминантной. Славянство в лице России кажется темной и мрачной силой, враждебной прогрессу и свободе в той мере, в какой славянство переставало служить Европе просто материалом для извлечения своих выгод.

На основе большого исторического материала Н.Я. Данилевский показывает, что при всех попытках сближения России и Европы ее государственные интересы ущемлялись. И это показывает исторический опыт Крымской войны 1853 – 1856 гг. и I, II мировых войн, период “Холодной войны”. И особенно это становится явным сегодня, когда организован пресловутый “Поход на Восток”, организованный странами Запада во главе США. Целью данного похода является окончательное отделение Украины от России путем создания проамериканского коллаборационистского правительства с перспективой развязывания войны против России. Русское движение в Крыму, опираясь, в том числе на учение Н.Я. Данилевского, выступило против вхождения Украины и Крыма в европейскую ассоциацию, выступая за вхождения в Евразийский и Таможенный Союзы, еще, когда Крым находился в составе Украины. Уже тогда мы понимали, к чему могут привести попытки “незалежной” отрыва от России и вступления ее в качестве сырьевого придатка в ЕС и НАТО. Впервые после распада СССР Россия не осталась безучастной, поддержав желание граждан Крыма и Севастополя вернуться в свой родной дом, и заняла твердую позицию в поддержку Новороссии.

Борьба, которую навязал нам Запад на территории исторической Руси, только начинается, и она не может окончиться победой России без консолидации российской гражданской нации. Решить эту задачу возможно только через обретение национальной идеологии, которая должна ложиться в основу всех решений по адекватному ответу России на вызов Запада. Единственной гарантией благополучия России является возвращение русского народа на самобытный путь развития. Именно об этом писал Н.Я. Данилевский. Объектом государственного управления должен стать народ, общественные творческие силы. Поэтому стратегия национального развития России в XXI веке должна формулироваться, исходя из решения главной задачи: раскрепощения общественных творческих сил государствообразующего народа. Только такой подход обеспечит благоденствие всех ее граждан любых национальностей, развив все 4 сферы культурной деятельности: общественно-экономическую, политическую, религиозную, сферу искусств, науки и технологий.

После “Крымской весны” интерес к учению великого ученого уже в российском Крыму только усилился. В рамках международного фестиваля “Великое Русское слово” 12 декабря 2014 года на территории санатория “Южный” под Форосом в бывшем имении Николая Яковлевича Мшатка собрались представители власти республики, активисты Русской общины Крыма. Там состоялась зимняя сессия I Ливадийского форума “Русский мир: проблемы и перспективы”, которая была связана с именем Н.Я. Данилевского. Мысли, которые высказывал великий ученый, сейчас, как никогда, актуальны. Вот почему 6 июня 2015 года в рамках фестиваля “Великое русское слово” пройдет летняя сессия I Ливадийского форума “Русский мир: проблемы и перспективы”, и которая также будет вплотную связана с творчеством Н.Я. Данилевского.

Участниками зимней сессии была принята декларация, в которой, в частности, инициировалось принятие и осуществление плана мероприятий по увековечению памяти Н.Я. Данилевского. В январе 2015 года Постановлением Государственного Совета Республики Крым “О памятных датах Республики Крым в 2015 году” было решено включить 7 ноября как дату – 130-летие со дня смерти Н.Я. Данилевского.

Список литературы

1.     Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

2.     Русские в истории Тавриды: материалы научно-практической конференции. – Симферополь, 2003.

3.     Сборник материалов научно-практической конференции “Крым в контексте Русского мира: язык и культура”. – Симферополь, 2004.

4.     Сборник материалов научно-практической конференции “Крым в контексте Русского мира: история и культура”. – Симферополь, 2005.

5.     Сборник материалов IV научно-практической конференции “Крым в контексте Русского мира: язык и культура”. – Симферополь, 2007.

6.     Сборник материалов философско-научной конференции “Русский мир и славянство: мечты о единстве или реальность разобщения?” – Симферополь, 2008.

7.     Буренков А.В. Сборник статей “Трудный путь России: ошибки прошлого, ресурсы будущего”. – Тверь, 2014.

8.     Обращение участников международной научно-практической конференции “Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в XXI веке” (г. Курск, 27 ноября 2014 года). URL: http://danilevsky.ru/conf/26112014.html.

9.     Великий мыслитель, гражданин и созидатель России Н.Я. Данилевский. – М. – Курск, 2014.

10.  Крымские страницы жизни Н.Я. Данилевского. – Симферополь, 2008.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.