Емельянова Е. И. Иванова Е. М.

Взгляды Н. Я. Данилевского – уникальное поучение для русского народа. Иванова Е. М., Емельянова Е. И.

Иванова Е.М.
студентка финансового факультета
Курской государственной сельскохозяйственной академии
имени профессора И.И. Иванова
Емельянова Е.И. (научный руководитель)
к.и.н., доц. кафедры истории государства и права Курской ГСХА
(г. Курск, Россия)
Взгляды Н.Я. Данилевского –
уникальное поучение для русского народа
В статье рассматриваются биографические данные, а также основные положения теории Н.Я. Данилевского о цивилизациях. Оценена актуальность взглядов Данилевского для современной России.
E.M. Ivanova, E.I. Emelyanova (the scientific supervisor)
The views of N.Ya. Danilevsky is a unique lesson for the russian people
The article deals with biographical information, as well as the basic issues of N.Ya. Danilevsky’s civilizations theory.The relevance of Danilevsky’s views for modern Russia is assessed.

В 2015 году исполнится 130 лет со дня смерти великого русского мыслителя, ученого в области общественных и естественных наук, Николая Яковлевича Данилевского.

Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885 гг.), уроженец Орловской губернии, села Оберец Ливенского уезда, родился в семье потомственных русских дворян. Окончил он Царскосельский лицей, а затем юридический и естественный факультеты Петербургского университета. Большую часть жизни Данилевский провел в научных экспедициях, занимаясь исследованиями в области рыболовства, флоры и фауны России. Его научное наследие в этой области, представленное в отчетах в Министерство государственных имуществ, – огромный и малоизученный современными учеными уникальный пласт информации о природопользовании и природоресурсах [3].

Главным итогом жизни великого русского мыслителя явился фундаментальный труд “Россия и Европа”, опубликованный в 1871 году. Данное произведение – крупнейшее из появившихся за два последних столетия историко-социологических исследований.

Данные исследования особенно актуальны в настоящее время, когда очевиден факт, что Россия находится в тяжёлом нравственном и экономическом положении.

В наши дни историки всё чаще называют Данилевского гениальным ученым. Удивителен тот факт, что сбывается пророчество Ф.М. Достоевского, который писал: “Книга Н.Я. Данилевского “Россия и Европа” будет настольной книгой каждого русского”.

В связи с этим, всем поколениям россиян необходимо обратить внимание, прислушаться к словам великого мыслителя, замечательного деятеля, патриота своей Родины, Н.Я. Данилевского.

Сегодня, когда Россия делает попытки стремительно войти в мировую европейскую цивилизацию, концепция мирового бытия и открытые Н.Я. Данилевским законы возникновения и развития культурно-исторических типов, взаимодействия народов и государств являются серьезным предупреждением современному человечеству в его бездумном стремлении к построению моногосударства на Земле [3, 6, 7].

На протяжении многовекового развития человечество проходило определенные этапы зарождения цивилизации, как уровня организованности и культуры, имеющего самобытный характер. К названным стадиям можно отнести зарождение цивилизации, ее развитие, апогей существования и, как считают некоторые философы, исчезновение, когда цивилизация изживает себя.

Говоря о месте появления цивилизации, вспоминается теория философии истории Гегеля, согласно которой “мировой дух” воплощается не во всех народах, а только во всемирно-исторических. Таким образом, по мнению философа, европейская цивилизация является общечеловеческой. Однако критическое отношение к европоцентристской, однолинейной схеме общественного прогресса высказали А. Тойнби, Ф. Нортроп, А. Шубарт, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев [4].

По учению Данилевского, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь ее различные типы, такие, как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский, германо-романский, славянский (русский). Каждая цивилизация имеет самобытный характер и развивается по собственным законам.

В целом выводы Данилевского о природе цивилизации сводятся к следующему:

· всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, близких между собой, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно по своим духовным задаткам способно к историческому развитию;

· чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходима политическая независимость ее народов;

· начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам др. типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций;

· цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государства [3].

“Человечество”, по мнению Данилевского, это абстракция, пустое понятие, а народ – конкретная и существенная действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию. Данилевский подчеркивал враждебный и агрессивный характер западной цивилизации по отношению к формирующемуся самобытному славянскому типу и настаивал на необходимости утверждения на Востоке Всеславянского союза, призванного служить гарантом всемирного равновесия. Этот союз, с точки зрения Данилевского, должен стать “мерою чисто оборонительной”, ибо “всемирная ли монархия, всемирная ли республика, всемирное ли господство одной системы государств, одного культурно-исторического типа – одинаково вредны и опасны для прогрессивного хода истории” [2].

В отличие от большинства славянофилов, веривших в мессианские задачи русского народа, Данилевский, исходя из своей теории культурно-исторических типов, отрицал возможность существенного влияния славяно-русской цивилизации на западную и др. цивилизации.

Вместе с тем он считал, что славянской (русской) цивилизации принадлежит будущее. Именно славянская цивилизация должна прийти на смену угасающей западной. Славянская цивилизация в отличие от западной неагрессивна. В ней общественный элемент преобладает над личным, индивидуальным, ибо психология славян сложилась преимущественно под влиянием Православия [2, 8].

Оценивая роль России, ее политику и отношение русского народа к другим народам, он писал, что “можно еще указать на чуждые всякой насильственности отношения как русского народа, так и самого правительства к подвластным России народам, чуждые до такой степени, что нередко обращаются в несправедливость к самому коренному русскому народу” [5].

Из анализа нашей истории, в том числе истории ушедшего XX века, мы убеждаемся в том, сколь справедливы эти слова. Отсутствие насилия, желание помочь своим народам были и остаются отличительными чертами развития российской цивилизации.

Поднятые вопросы имеют отношение не только к истории. Они сохраняют свою злободневность и в наши непростые для России времена.

Сегодня, как никогда, нам необходимы общественное согласие и единение, отказ от конфронтации, от максимализма требований и нетерпимости, от вечного поиска врага в своем собственном доме. Необходимо освобождение – самое великое и самое трудное – от зависти и подозрительности, от всего того, что толкает к гражданской войне и братоубийству [1].

Нам очень важно восстановить державное мышление о единстве, сплочении, преодолеть столь остро ощущаемый сегодня его дефицит. И мы эту задачу можем решить, поскольку мысли о державе, об исторической судьбе России заложены в генах нашего народа.

Подводя итог, стоит сказать, что учение Данилевского не встретило отклика у современников и не было востребовано на Родине при жизни ученого. Слава пришла к Данилевскому посмертно, и во многих регионах мира его учение было положено в основание местных версий всемирной истории. Внимательно изучают его сейчас и в элитных университетах Англии и Америки, где готовят будущих руководителей мировых процессов [3].

Учение Н.Я. Данилевского, рожденное из любви к истине и Православной цивилизации, должно быть изучено и востребовано. Движение России к полноте суверенитета и дальнейшее укрепление его невозможно без признания своеобразия и ценности Православной цивилизации. Именно осмысление понятия – Православная цивилизация – должно стоять в центре решения клубка наших сегодняшних проблем [3].

Однако можно быть абсолютно уверенным, что православная вера, являясь несменным базисом для духовно-нравственного духа русского народа, сможет укрепить и преумножить все то лучшее, что было накоплено за богатую, многовековую историю великого русского народа.

 

 

Список литературы

 

1. Балуев Б.П. Споры о судьбах России. Н.Я. Данилевский и его книга “Россия и Европа”. – Тверь, 2001.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2011.

3. Иноземцева З. Истинный христианин и подлинный ученый // Русская народная линия. – 2014. – 30 дек.

4. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 2. – М., 2009.

5. Султанов К.В. Социальная философия Н.Я. Данилевского: конфликт интерпретаций. – СПб., 2001.

6. Ильина З.Д. Обращение к поддержке национально-государственного достоинства или «балансирование перед общественным мнением Европы»: исторический опыт России // Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в XXI веке: материалы международ. науч.-практ. конф. (Курск, 26-27 ноября 2014 г.). – Курск: изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2014. – Т. 2. – С. 30-42.

7. Дерендяев В.Н. Консерватизм Н.Я. Данилевского // Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в XXI веке: материалы международ. науч.-практ. конф. (Курск, 26-27 ноября 2014 г.). – Курск: изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2014. – Т. 2. – С. 51-56.

8. Пигорева О.В., Ильина З.Д., Бунин А.Ю. Православие в истории России и Курского края (учебное пособие). – Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2012. – 164 с.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.