Шкабенко А. Ю.

Стратегия внешней политики России: национальные интересы или «партнерство» с Западом

В статье рассматриваются взаимоотношения России и Запада, цивилизационное соперничество России и Европы, вопрос о необходимости создания новой общенациональной идеологии на основе идей Н.Я. Данилевского.

Православная Россия с её духовным потенциалом и богатейшими природными ресурсами оказалась инородным явлением в мировой потребительской цивилизации, созданной западноевропейцами. Люди склонны закрывать глаза на то, чего не хотят видеть, опасаются того, кто непонятен, чужд, сильнее. Русская цивилизация являет собой иной тип христианской цивилизации, православный или восточно-христианский, и в этом смысле Россия никогда ничего не имела общего с Европой. Но своеобразие России в общехристианском мире западноевропейцы не способны принять. Русофобия всецело коренится в природе западной цивилизации.

Европа никогда не сможет принять Россию такой, какая она есть, ведь Россия является цивилизационным соперником Европы. История взаимоотношений Запада и России — это история европейских попыток насильственно переделать русскую, как якобы «варварскую» природу, перманентно отсталую, или вычеркнуть её из истории. Поэтому Запад будет всегда поддерживать не только прозападные слои русского общества, но и антироссийские силы внутри самой страны, пресловутую «пятую колонну».

Европа всю историю ожидала от России полного подчинения воле Запада, помимо отказа от своих культурных ценностей. Поскольку Россия поступала противоположным образом, то вызывала непонимание и раздражение. Русский народ всегда насмерть защищал свои земли от агрессии и нередко после победы не присоединял чужих земель. В Европе, напротив, отдавались иноземному господству, а война неизменно заканчивалась присоединением территорий противника.

И сокрушить Россию Запад также пытался постоянно. Все попытки даже не перечислишь. Конечно, и российские войска, в свою очередь, не раз вступали на территорию Восточной и даже Западной Европы, но каждый раз — по просьбе какой-либо страны или для её освобождения от иноземных захватчиков, не ставя целью кого-либо оккупировать. Ярчайшим примером этому является заграничные походы русской армии 1813 — 1814 годов, предпринятые в защиту национальных интересов Англии и Австрии, не России, а также освобождение европейских стран во Второй мировой войне. А вот западные страны по течению своей истории нередко пытались зайти без какого-либо приглашения и зачастую с откровенно грабительскими планами на территории других государств.

В годы «холодной войны» в противовес западным странам и Североатлантическому блоку НАТО создается организация «Варшавского договора» и СЭВ, что фактически можно расценивать как «Всеславянскую федерацию», о которой мечтал Николай Яковлевич Данилевский. Стоит отметить, что блок НАТО был создан в 1949 году, а ОВД только в 1955 году.

Североатлантический альянс создавался для отражения так называемой коммунистической угрозы, но уже давно нет ни Варшавского договора, ни СССР, тогда как блок НАТО сохранился, более того, заметно расширился. Причём блок НАТО явно не собирается останавливаться на достигнутом, а стремится наоборот из года в год втягивать в свои ряды всё новые и новые страны, и уже подошел, к сожалению, вплотную к границам нашей страны.

Сегодня Россия ставит вопрос о возвращении к традиционным культурно-национальным и религиозным ценностям в противовес «общечеловеческим» не только во внутренней жизни страны, но и во внешней политике. Именно Россия выступает за сохранение таких международных институтов как: международное право, роль ООН, многополярный мир и, уже привычно для всего мира, за права человека. А западные страны, как бы они не показывали свои либеральные и демократические ценности и нормы, с каждым годом только увеличивают процент нарушения всех международных норм и всех возможных прав человека.

Потому что, стремясь сегодня посеять хаос в политических и экономических системах в тех странах, где существуют невыгодные государственные режимы, начать войну, Запад готов отказаться от любых законов, постулатов и прав. Яркий тому пример — ситуации в Ираке, Афганистане, Сирии, Украине, где никто не гарантирует главное право человека — право на жизнь.

Чтобы «бороться» с агрессивным Западом и эффективно развиваться, для России — сегодняшней и завтрашней — обязательно нужна идеология. И это после того, как все последние двадцать лет внушали, что идеология обществу не нужна, что идеология — это пережиток прошлого. И даже после того, как наша страна оказалась окружённой мощными государствами, которые живут и выстраивают свою историческую практику под влиянием национальной или религиозной идеологии: Китай, Турция, Иран, США и т.д. И в этом окружении Россия — страна, к сожалению, до сих пор не имеющая общенациональной идеологии.

В современном мире происходит жестокая схватка идеологий. И в этой схватке Россия оказывается почти беспомощной. Поэтому выработка идеологии — это не каприз, а насущное и, к сожалению, с большим опозданием необходимое для принятия действие.

К сожалению, большая часть русского общества не имеет представления о необходимости национальной стратегии развития и конкретных национальных задачах государства. Многие головы нашего населения засорены европейским «идеологическим мусором», который трактуется под понятием «европейские или либеральные ценности». И подобный «идеологический мусор» вызвал в России болезнь отречения от национальных корней.

Национальные корни для русского человека должны быть святы и непоколебимы. Должны существовать моральные и нравственные ценности, которые близки россиянину по духу славянизма. А не разрекламированные в наших СМИ европейские нормы поведения и дальнейшего развития государства и общества, которые Николай Яковлевич Данилевский определял как европейничанье.

Задача России заключается в том, чтобы сохранить свой потенциал, уберечь себя от влияния со стороны западного мира. России суждена особая миссия — создание и дальнейшее возвышение невиданной ранее славяно-азиатской цивилизации, которая сможет выдержать натиск интернациональной Европы, пережившей рассвет и пик своего развития и сейчас явно находящейся в состоянии морального и культурно-цивилизационного упадка.

Россия должна рассматриваться как уникальная и оригинальная цивилизация, которая не может быть сведена к «Востоку» или «Западу». Многие формы современного искусства и либеральных западных ценностей и норм, в целом неприемлемы и вредны для нравственного здоровья российского общества.

Как говорил великий русский геополитик и социолог Николай Яковлевич Данилевский — «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное; что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны. Из этого, однако, еще не следует, чтобы мы могли или должны были прервать всякие сношения с Европой, оградить себя от нее Китайской стеной; это не только невозможо, но было бы даже вредно, если бы и было возможно. Всякого рода сношения наши с нею неизбежно должны быть близкие; они только не должны быть интимными, родственными, задушевными. В политическом отношении не может быть другого правила, как око за око, зуб за зуб, — отмеривание тою же мерою, которою нам мерят.

Но если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то весьма возможно, полезно и даже необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашей особой, русской точки зрения, применяя к ним как единственный критерий оценки: какое отношение может иметь то или другое событие, направление умов, та или другая деятельность влиятельных личностей к нашим особенным русско-славянским целям; какое могут они оказать препятствие или содействие им» [1, с. 486].

Особенно актуальна проблема создания общенациональной идеологии в молодёжной среде. Отсутствие такой идеологии рождает такие явления как фашизм и религиозный экстремизм.

Необходимо обеспечить преемственность культурно-национальных традиций, воспитание молодёжи на ценностях российского культурно-исторического типа уникальной российской цивилизации. Если подобная идеология, отвечающая национальным интересам России, не будет создана, Россию ждет потеря не только экономической или культурной, но и политической независимости.

Противопоставить идеологическому влиянию Западу программу развития страны, основанную на идеях Данилевского — актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Сегодня наша организация — «Российский союз сельской молодёжи», стремится пробудить в молодёжной среде чувство патриотизма, гражданственности, сопричастности к судьбе нашей Родины. Однако у нас, как и у других молодёжных организаций, нет четкого идеологического ориентира, на основе которого возможно было бы воспитание молодого поколения, а ориентир, подобный тому, что имел ВЛКСМ в Советском Союзе, чрезвычайно необходим.

Список источников и литературы

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций. — М., 2014

А.Ю. Шкабенко

студент 3 курса факультета экономики и права Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова, председатель Курского регионального отделения Российского союза сельской молодежи

научный руководитель — Черников А.В., к.и.н., доц. кафедры истории и  государства Курской ГСХА (г. Курск)

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.