Кузнецова Л. А.

К вопросу об увековечении памяти Н. Я. Данилевского: от забвения — к признанию

Автор акцентирует внимание на том, что имя Н.Я. Данилевского вышло из забвения и вновь стало близким современному обществу благодаря его потомкам — инициаторам увековечения памяти истинного гражданина и учёного в Крыму и в целом в России. Также показана роль общественности в возрождении интереса к великому наследию Н.Я. Данилевского.

Завершается 2014 год, объявленный в России годом культуры. Этот год также знаменателен тем, что 360 лет назад, 18 января 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией, хотя многие современные политики хотят разобщить два братских народа, не понимая, что сделать это просто невозможно. Им не понять, что в наших народах дружба и добрососедские отношения заложены на генетическом уровне. Знаменательно, что это год 145-летия со дня первой публикации главной книги Н.Я. Данилевского «Россия и Европа», получившей всемирную известность и которую великий Ф.М. Достоевский называл «настольной книгой всех русских надолго».
События современного мира убеждают, что идеи Николая Яковлевича Данилевского и сегодня не потеряли своей актуальности, как и его пророчества на предстоящие потрясения и горести славянских стран и России, предсказания пути выхода из кризиса. Они вызывают огромный интерес не только в России, но и далеко за её пределами. В свете происходящих на Украине событий книга «Россия и Европа» весьма актуальна.
Попытаемся разобраться, как увековечена память о Н.Я. Данилевском, которого во всём мире называют «Апостолом Славянства» [6], а его книгу «Россия и Европа» — «Всеславянской библией» [8].
Согласно энциклопедическому словарю: «Увековечение памяти — «форма прославления поступков или деятельности какого-либо человека, сделавшего очень много во благо и славы страны и народа. Эта форма может состоять: в присвоении звания; воинских и трудовых наград, в установлении памятников, присвоении имени городу, улице или учреждению, занесении в почётные книги, в разработке завещаний и заветов и т.д. Этим самым имя достойного человека сохраняется в благодарной памяти потомков, передаваясь из поколения в поколение. Так общество поступает с героями труда, войн и сражений, учёными, деятелями искусства, государственными деятелями [18].
Биографы Н.Я. Данилевского отмечают, что из заточения в Петропавловской крепости он «вышел другим человеком: верующим в Бога и твёрдо убеждённым в том, что надо быть полезным отечеству и себе».
Время безжалостно поступило с наследием философа. Во время Гражданской войны имение Мшатка было разграблено и сожжено, погиб архив учёного, его уникальная библиотека. Имя Николая Яковлевича предали забвению, а могилу поруганию. В «кипарисовом зале», на месте захоронения Н.Я. Данилевского и 12 его родных в 1933-1937 гг. кресты и могилы снесли бульдозером, устроили сначала там скотный двор, потом футбольную площадку, а затем альпийский луг «кипарисового зала» заасфальтировали под костровую площадку пионерского лагеря Севастопольского морского завода, а затем и вовсе устраивались дискотеки. Одним из первых поднял вопрос об увековечивании памяти Н.Я. Данилевского крымский исследователь Сергей Николаевич Киселёв. Могилу философа отыскали, был снят асфальт, установлен деревянный крест.
Праправнучка философа Ольга Вячеславовна Струева, которая живёт в Брянске, вспоминает о том, что ещё с начала 2000-х гг. родственники Н.Я. Данилевского решили установить в Крыму в бывшем имении прадеда Мшатке фундаментальный памятник, который увековечивал бы память о нем. Идея установки памятника родилась в их семье и осуществилась благодаря Татьяне Николаевне Данилевской и другой правнучке — Валентине Яковлевне Данильченко-Данилевской, которая являлась хранительницей семейного архива и увлечённо исследовала родословную Данилевских [10], а также Ольге Николаевне Данилевской, которая живёт сейчас в США и является очень известным учёным. На средства потомков Н.Я. Данилевского и был сооружён памятник, в открытии которого они принимали участие. Памятник был изготовлен в Севастополе. Потомки Николая Яковлевича придумали сделать его в виде страниц книги, сохранить крест (Данилевский завещал, чтоб на его могиле стоял крест). На нём выгравирована главная цитата из книги «Россия и Европа»: «Для всякого славянина идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше всякого Земного блага». На оборотной стороне памятника изображена Ольга Александровна Межакова — супруга Николая Яковлевича.
Работа велась по закону — через Республиканский комитет Автономной Республики Крым по охране культурного наследия. Очень помогла Лазарева Алла Сергеевна — начальник архитектурно- реставрационного отдела, которая сделала всё, что от неё зависело. Однако руководство детского лагеря «Комарово» около двух лет задерживали установку памятника. Потомки Данилевского приезжали сюда в декабре 2005 г., а в ноябре 2006 г. поменялись собственники, новыми хозяевами был выкуплен завод, к которому относился лагерь. В лице нового директора ОАО «Юг Севморсервис» (которое является собственником земли детского лагеря «Комарово») Глеба Александровича Хлопушина они нашли полную поддержку. Тогда вопрос был решён и памятник установлен. В этом помогала и Русская община Крыма [13]. В планах потомков Н. Данилевского было изготовление мемориальной доски на территории Кипарисового зала — место семейного некрополя, где захоронено более десяти членов семьи и потомков, а также строительство на семейном погосте часовни — воплощение в жизнь мечты Николая Яковлевича [12].
Свою лепту в увековечение памяти Н.Я. Данилевского внесла и его праправнучка, дочь Валентины Яковлевны Данильченко-Данилевской, безвременно ушедшей из жизни в 2005 г. [6] Продолжая дело своей мамы Ирина Рудольфовна персональный сайт Ирины Данильченко — http://dir.umi.ru, на котором можно познакомиться с Родословной, гербами Данилевских, Межаковых и Брянчаниновых, фотографиями и информацией о незабытых предках и потомках знаменитых семейств. Есть здесь и уникальные фотографии: семейный погост в Мшатке (1911 г.), корабль имени Н.Я. Данилевского и многие другие.
Другая праправнучка Н.Я. Данилевского — Ольга Николаевна Данилевская живёт вместе с детьми в США. С трудом издала в России книгу «История моей жизни для моих детей» (издательство «Ладомир») с разветвлённым генеалогическим древом в форзаце, с множеством фотографий и документов, отразивших историю большой семьи Майоровых-Данилевских. Книга интересная и важна не только для детей и внуков автора Анны Майоровой (Данилевской), но и для всех почитателей Н.Я. Данилевского [5].
Много сил по увековечению памяти Николая Яковлевича Данилевского прилагает Людмила Степановна Шершнева. Она поэт, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств России, лауреат Государственной премии Крыма в области литературы и премии имени А.П. Чехова, член Союзов писателей России, Украины и Крыма, Международного союза славянских журналистов, Международного сообщества писательских союзов, Севастопольского землячества в Москве [16-17].
Людмила Шершнева известна не только как автор тонкой проникновенной лирики, но и как публицист с острыми статьями в защиту русского языка и русской культуры. В 1996 г. громом среди ясного неба стала статья Л.С. Шершневой в газете «Крымские известия» «За что философа Данилевского закатали под асфальт?». Эта и другие её статьи способствовали тому, что в Крыму возникло общественное движение по увековечиванию памяти Н. Я. Данилевского, автора великой книги «Россия и Европа», восстановлена могила всемирно известного славянского философа, установлен православный крест и заложена часовня Николая Чудотворца [17]. Положение стало меняться. Тогда же в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры, которые проходили в Крыму 25-26 мая 1996 г. могилы Николая Яковлевича и его жены Ольги Александровны были восстановлены: был убран асфальт, посажены цветы рядом с могилой был установлен деревянный крест с иконой Николая Чудотворца. По середине дороги, ведущей к кресту, заложена плита с надписью: «Здесь будет построена часовня в честь свт. Николая. 22 мая 1997 г.», к 175-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского — заложен камень в фундамент будущей часовни, освящённый настоятелем Форосской церкви Воскресения Христова архимандритом Петром. Свидетелем акта святотатства вандалов стал Отец Сергий: в дни празднования Воздвижения Животворящего Креста Господня они опрокинули крест над могилой Н.Я. Данилевского и разбили стекло на образе святителя Николая, закреплённого на кресте. Произошло это 2 октября 2006 года. Он даже предложил «выкупить этот участок в собственность России и присвоить ему статус мемориала, чтобы сохранить в нашей памяти имя великого русского мыслителя» [15].
В 2012 г. появляется новая тревожная статья Л.С. Шершневой «Если вам нужен этот Данилевский.», в которой она пишет о том, что «на бывшей земле Данилевского, а это 114 десятин, выросла настоящая крымская «Рублёвка», поднялись за высокими заборами респектабельные особняки с охраной и собаками. Что касается часовни, то её строительство в плане развития Форосского берега значится аж 95-м пунктом. В канун юбилея философа мемориальные доски, посвящённые Н. Данилевскому и установленные ещё в 1988 году. Министерством культуры Крыма и потомками философа — внучкой Татьяной и правнучками Валентиной Данильченко и Инной Рау, сняли со стен зданий и отправили «на ответственное хранение». К его могиле никого не пускают, ссылаясь на то, что это территория предприятия «Югсевморсервис», директор которого в ответ на просьбу игумена Свято-Троицкой Сергиевой лавры отца Герасима отслужить панихиду небрежно бросил: «Если вам так нужен этот Данилевский, выкапывайте его, везите в Форос и там хороните. А это — наша земля» [17].
Казалось бы, после первой и последующих публикаций Л.С. Коневой (Шершневой) о судьбе могилы Н.Я. Данилевского все должно было измениться. Но бездушие тех, кто должен был с государственной позиции подойти к решению этой проблемы, привело к тому, что могила Николая Яковлевича Данилевского оказалась за высоким забором охраняемого частного владения. В декабре 2012 г. представители общественности, СМИ, учёных, казачества, приехавших отдать дань памяти русскому мыслителю Николая Данилевского по случаю его 190-летия не смогли пройти к могиле учёного, которая оказалась на территории приватизированного коммерсантами пионерского лагеря. Охрана в грубой форме отказала общественникам во главе с лидером партии «Русь единая» Алексеем Ременюком и председателем крымской республиканской организации «Таврический союз» Анатолием Филатовым в проходе на территорию и возложении венка. В результате митинг, посвящённый наследию Данилевского, прошёл у закрытых ворот, на которые прикрепили памятный венок [см.: 13, 16 — 17]. И сегодня пройти к могиле русского философа невозможно. Так случилось, но бывшее имение Мшатка пока принадлежит одному из украинских олигархов, хотя с 1980-х гг. могила Н.Я. Данилевского находится под опекой государства, однако статус этого объекта истории и культуры необходимо повысить, объявив его памятником федерального значения.
И спустя 18 лет — в 2014 г. — в год 145-летия выхода в свет книги «Россия и Европа» в газете «Крымские известия» опубликована новая статья Л.С. Шершневой «У нас нет ни одной улицы, носящей имя Николая Данилевского, хотя он — автор книги для всякого русского». Людмилу Степановну волнует, что «до сих пор имя Н. Данилевского не увековечено ни там, где он родился — в селе Оберец (ныне Липецкая область), ни в Крыму, где в имении Мшатке под Форосом он написал главную книгу своей жизни и где похоронен в «Кипарисовом зале». Она продолжает бороться за увековечения имени Николая Яковлевича Данилевского.
Увековечением памяти Н. Я. Данилевского можно считать премию имени Н.Я. Данилевского, учреждённую 10 декабря 1997 года, в день 175-летия со дня его рождения. Первым лауреатом премии имени Н.Я. Данилевского по праву стал супруг Л.С. Шершневой крымский художник Вадим Константинович Конев — член Международной федерации художников и Творческого союза художников России, член Союза художников Украины и Крыма, действительный член Петровской Академии наук и искусств.
Увековечение памяти Н.Я. Данилевского Вадим Дементьев в своей статье «Наступило время Данилевского — от Крыма до Вологды» видит в том, что «каждый факт, любое свидетельство о жизни и деятельности Николая Яковлевича Данилевского, учёного-пророка, должны быть благодарно нами изучены. Вологодские архивы таят в себе немалые сокровища, связанные с именем автора «России и Европы». Не опубликованы в полном объёме, а то и целиком письма Данилевского к О. А. Межаковой 1860-1861 гг., переписка Данилевского и А. П. Межакова» [11].
У Николая Яковлевича Данилевского были как сторонники, так и противники. По разным причинам его имя пребывало в забвении и в XX веке. Его труд не издавался в нашей стране с 1895 г.
Книга «Россия и Европа» была вновь издана в 1991 г. [14]. В это издание была включена библиография трудов Николая Яковлевича Данилевского, составленная его другом, издателем и биографом Николаем Николаевичем Страховым. Переиздание книги Н.Я Данилевского в 2008 г. осуществил Институт русской цивилизации, созданный в октябре 2003 г. для осуществления идей и в память великого подвижника православной России митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Предшественником института был научно-исследовательский и издательский центр «Энциклопедия русской цивилизации» (1997-2003) [9]. Примечательно, что в Приложении к этой книге опубликована статья правнучки Н.Я. Данилевского В.Я. Данильченко-Данилевской «Семейная хроника рода Николая Яковлевича Данилевского» [9, с. 715 — 727].
С этого времени появляются и первые монографии, защищаются диссертации.
Так, например, в монографии С.И. Бажова «Философия истории Н.Я. Данилевского» не только анализируется философско-историческое творчество видного русского мыслителя второй половины XIX в., прослеживаются генезис и эволюция философско-исторических взглядов, но и анализируются культурно-исторические типы [1].
К увековечению памяти Н.Я. Данилевского можно отнести не только переиздание его трудов, но и появление новых монографий о его жизни и творчестве, диссертационные исследования. За последние годы вышло около двухсот публикаций в газетах, журналах и сборниках статей о Данилевском, защищено более десятка диссертаций, изданы три книги «Самобытные идеи Н.Я. Данилевского» А.Н. Аринина и В.М. Михеева (1996), «Философия истории Н.Я. Данилевского» С.И. Бажова (1997), «Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» Б.П. Балуева (1999, 2001). Открытая крымскими астрономами малая планета названа Мшатка в честь места в Крыму, где Данилевский прожил большую часть своей жизни.
В 1999 г. Борис Петрович Балуев — видный российский историк, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН, автор работ по истории русской журналистики, общественной мысли и историографии в своей монографии «Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа»» впервые со всей возможной полнотой показал историософское значение труда Н.Я. Данилевского для отечественной исторической науки, раскрыл объективные и субъективные предпосылки его создания [2].
В связи с растущим интересом к учению Данилевского в самом широком кругу читателей, особенно среди историков, политологов и политиков. В 2001 г. в Твери состоялось второе издание книги Б.П. Балуева — исправленное и дополненное. Автор, базируясь на архивных материалах, периодической печати, мемуарах и переписке, показал жизненный и творческий путь Данилевского, описал среду, в которой учёный пришёл к своему открытию цивилизационного метода исследования исторического процесса, драматическую судьбу самой книги, острую борьбу вокруг высказанных Данилевским идей. При этом, Б.П. Балуев подчёркивает, что Н.Я. Данилевского в России XIX столетия «знал небольшой круг учёных, публицистов, писателей, а признавали лишь единицы из них, правда «единицы» весьма весомые: Н.Н. Страхов, К. Н. Бестужев- Рюмин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, K.H. Леонтьев, В. В. Розанов.
В XX веке его известность перешагнула границы России. Систему его взглядов на историю человечества подхватили и развили немец О. Шпенглер, англичанин А. Тойнби, русский эмигрант, основатель американской социологии П. А. Сорокин. На протяжении всего советского периода российской истории теория Данилевского клеймилась как реакционная и идеологически вредная, поскольку противоречила марксистско-ленинскому учению о формациях, подрывала теорию классовой борьбы и пролетарского интернационализма < …>
Хотя многим из них было известно, что на Западе научный интерес к Н.Я. Данилевскому и его книге «Россия и Европа» нарастал с каждым годом, что книга эта была издана на французском, немецком, английском языках, что взглядам Данилевского учёные Германии, Англии, Франции, США, Швейцарии стали посвящать не только научные статьи, но и разделы в монографиях и целые монографии.
В 70-х и начале 80-х годов о Данилевском и его книге стали чаще упоминать и советские учёные, появились даже первые диссертации, посвящённые анализу его взглядов.
В основном, однако, речь шла о Данилевском в связи с разоблачением «буржуазных», «антимарксистских» теорий исторического процесса. В некоторых случаях, правда, подробный пересказ (умышленный или неумышленный) взглядов Данилевского производил более сильное впечатление на читателя, нежели дежурные разоблачения.
В конце 80-х — начале 90-х годов, в связи с коренными переменами в стране, стала все чаще звучать неудовлетворённость марксистской методологией исторических наук, в частности формационным методом исследования исторического процесса. Одним из первых в советской историософии призвал освободить мысли историка от «упрощённой схемы исторического процесса» в виде смены формаций А. Я. Гуревич. Он вполне обоснованно отметил, что, «поглощённые изысканиями формационных признаков в том или ином обществе, мы упустили из виду такие стороны исторической действительности, которые объемлются понятиями «культура» и «цивилизация», что это «не что иное, как игнорирование самой сущности исторического процесса — истории людей» [2].
Кроме того, профессор Б.П. Балуев внёс следующие предложения, которые не потеряли своей актуальности:
в ознаменование выдающихся заслуг Н. Я. Данилевского перед российской наукой установить в Москве памятник учёному и назвать его именем одну из улиц;
ходатайствовать перед Министерством образования РФ о включении в школьную программу по истории России раздела, посвящённого учению Н.Я. Данилевского;
просить Международный Славянский комитет учредить медаль Н.Я. Данилевского для ежегодного награждения ею лиц или организаций, отличившихся в деятельности по укреплению дружбы и сотрудничества между славянскими народами.
Обращает внимание предисловие к монографии Б.П. Балуева, автор которого Игумен Дамаскин (Орловский), руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» подчеркнул: «Данилевский хотя и действовал в области исключительно научной, но, будучи подлинным гением, нигде не вошёл в противоречие со Священным Писанием и был не столько строителем гипотез, сколько открывателем законов бытия». [2, с. 715 — 716].
Учёные не забывают имя Данилевского. Так, З.П. Иноземцева, кандидат исторических наук (Российское общество историков и архивистов), в своём выступлении на научно-практической конференции, состоявшейся 28 ноября 2002 г. в Союзе писателей России, посвящённой 180-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского, подчеркнула значение Данилевских чтений 1997 г., посвящённых 175-летию со дня рождения учёного. Её организаторами были Правление союза писателей России совместно с секцией личных фондов Российского общества историков и архивистов. В ней принял участие лишь узкий круг исследователей. Была высоко оценена работа, проведённая научной общественностью по выявлению и исследованию документального наследия Н.Я. Данилевского[13].
Устроители конференции — Правление Союза писателей России (В.Н. Ганичев), Научно-исследовательский институт им. Н.Я. Данилевского (А.В. Буренков), Фонд «Память мучеников, подвижников и исповедников благочестия Русской Православной Церкви» (игумен Дамаскин (Орловский), секция личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков и архивистов (З.П. Иноземцева) — считали главной задачей конференции определение основных направлений исследовательских и практических работ по актуализации и возвращению творческого наследия, увековечению памяти Н.Я. Данилевского [13].
Вопросы методологии исследования и теории развития мирового процесса в трудах Н.Я. Данилевского нашли освещение в докладе директора института славянских исследований им. Н.Я. Данилевского А.В. Буренкова, который убедительно показал духовно-нравственные истоки, обусловившие научные прозрения учёного, глобальность его творческого наследия, соответствие полученных им научных выводов христианскому вероучению [13].
Первая научная конференция, приуроченная к 180-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского в 2002 г. прошла и в Русском культурном центре по инициативе известных крымских исследователей С. Киселёва и В. Харабуги. В 2007 г. философско-научная конференция по теме «Русский Мир и славянство: мечты о единстве или реальность разобщения» состоялась в Бахчисарае и была посвящена 185-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского [4]. Тогда же, в 2007 г. Верховный Совет Крыма принял специальное постановление, в котором был определён ряд мероприятий по увековечению памяти мыслителя, в т.ч. проведение ежегодных философско-научных чтений, посвященных трудам Н.Я.Данилевского.
Первые чтения под общей темой «Вклад Данилевского в культуру Русского мира» в декабре 2008 г. организовали Верховный Совет автономии, Русская община Крыма, фонд «Русский Мир», при научно- информационной поддержке Института стран СНГ [4].
В декабре 2002 г. широко отмечалось 180-летие со дня рождения Данилевского. К этой дате был издан сборник статей по материалам I Международной научно-практической конференции «Идеи русского учёного-энциклопедиста Н.Я. Данилевского и реалии современного мира», прошедшей в Московском городском педагогическом университете.
Огромное значение в увековечении памяти Н.Я. Данилевского сыграли научно-практические конференции. Так, например, международные научно-практические конференции, посвящённые Н.Я. Данилевскому и 145-летию выхода в свет его главного труда «Россия и Европа», в Крыму и Курске привлекли широкое внимание общественности, организованы по инициативе и участии научного учреждения «Института русско-славянских исследований им. Н.Я. Данилевского» и его директора Александра Васильевича Буренкова, который делает очень много для возрождения идей Н.Я. Данилевского и увековечения его памяти. По мнению А.В. Буренкова «Какбы ни ругали мы своё время, но историософия Н.Я. Данилевского, применённая к анализу 300-летней истории России, говорит нам, что мы живём с Вами в том самом периоде нашей истории, когда это только и можно сделать, потому что впервые максимально освобождены все общественные творческие силы и гражданского общества, и самого государства. Об этом нам говорит сам факт нашего высокого собрания в составе 17-го Всемирного Русского Собора, который в настоящее время стал единственной дискуссионной площадкой, где собираются не только представители гражданского общества, но и государственные деятели самого высокого уровня» [3], идеи Н.Я. Данилевского могут стать «фундаментом формирования национальной идеологии современной России, а Крым центром объединения интеллектуальной элиты вокруг этой цели. Поэтому основной задачей национальной стратегии развития является воспитание национальной элиты государствообразующего народа адекватно его «культурному и духовному коду».
В октябре 2014 г. правнучки Н.Я. Данилевского — Ольга Николаевна (живёт в США), Татьяна Николаевна (живёт в Брянске) и праправнучка — Ирина Данильченко (живёт в Москве). побывали в Институте русско- славянских исследований имени Н.Я. Данилевского и в Вологде. Институт, отмечается в диссертации А.С. Волошиной на соискание учёной степени кандидата философских наук «Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского: история и современность», был создан и официально зарегистрирован в апреле 2001 г. По его инициативе издаются научные труды, проводятся конференции и семинары, посвящённые творчеству учёного. Этот факт свидетельствует о признании значения творчества русского учёного XIX века для гуманитарной науки XXI в. Институт русско-славянских исследований имени Н.Я. Данилевского предполагает переиздать экономические статьи славянского философа и двухтомник «Дарвинизм. Критическое исследование» в рамках подготовки «Полного собрания сочинений Н.Я. Данилевского»; а также, чтя память православной подвижницы и биографа-правнучки Валентины Яковлевны Данильченко-Данилевской, подготовить сборник её статей с разработанным ею генеалогическим древом рода Н.Я. Данилевского и святителя Игнатия (Брянчанинова) со старинными и современными фотографиями семейного архива, воспоминаниями родных и соратников-единомышленников.
В заключение подчеркнём, что имя Николая Яковлевича Данилевского требует не только уважительного отношения, но и принятия действенных мер по увековечению его памяти в местах, исторически связанных с его жизнью и деятельностью, чтобы к общественному движению по увековечению памяти Н.Я. Данилевского присоединилось Министерство культуры России, правительство возвратившегося в Россию Крыма. Для достойного увековечения памяти нашего великого соотечественника Николая Яковлевича Данилевского на территорию его бывшего имения в Мшатке должна быть выдана охранная грамота как на памятник истории и культуры, создан Международный славянский православный центр с музеем Н.Я. Данилевского, построена часовня Николая Чудотворца. Место, где жил и работал великий мыслитель, должно стать достоянием жителей Крыма и местом паломничества его почитателей.
Список источников и литературы
1. Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. — М., 1997.
2. Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Издание второе, исправленное и дополненное. Региональный общественный Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». 2001, 2001.
3. Буренков Александр. Творческое наследие Н.Я. Данилевского и Россия в XXI веке // Гражданин Созидатель. 08.11.2013.
4. Гаврилева Наталья. Что движет солнце и светила // Крымское эхо. 24.12.2008. URL: http://www. otechestvo.org.ua/main/200812/2420.htm.
5. Вакурова Наталья. Ольга Данилевская. «История моей жизни для моих детей» // Московская правда. 14.03.2013.
URL: http://mospravda.ru/ book_moscow/article/olga_danilevskaya_istoriya_moei_jizni_dlya_ moih_detei.
6. Вечная память рабе Божией Валентине Яковлевне Данильченко-Данилевской (13.XI.1935 — 25.I.2005).
URL: http://moseducation.narod.ru/ st/max/007.htm.
7. В рамках XVI Всемирного Русского Народного Собора состоялась секция «Н.Я. Данилевский — основоположник цивилизационного метода в исследовании истории»/ 02.10.2012.
URL: http://www.vrns.ru/ documents / 69/906/.
8. Гончаров Алексей, Шершнева Людмила, «Всеславянская библия» писалась в Крыму. Новости Симферополя, 17.10.2014.
URL: http://simferopol.monavista.ru; Крымская газета. 16.10.14. URL: http:// gazeta.crimea.ua/articles/ vseslavyanskaya-bibliya-pisalas-v-krimy-17296.
9. Данилевский Н. Я. Россия и Европа./ Составление и комментарии Ю.А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 816 с.
10. Данильченко-Данилевская В.Я. «Перед Богом, Царем и совестью.» Данилевский Николай Яковлевич. К 185-летию со дня рождения // Роман-газета XXI век. 1999. № 10; Максимова Л.А., Данильченко-Данилевская В.Я. Духовный цвет нации: святитель Игнатий (Брянчанинов) 1807 — 1867; Максимова Л.А., Данильченко-Данилевская В.Я. «Русский максимализм» по Ф.М. Достоевскому и Н.Я. Данилевскому, носителям духа Славянства; Максимова Л.А., Данильченко-Данилевская В.Я. Н.Я.Данилевский и Ф.М. Достоевский: Философские уроки истории в славянской перспективе.
11. Дементьев Вадим. Наступило время Данилевского — от Крыма до Вологды. 16.05.2014.
URL: http:// www.vrns.ru/culture/52/2894/.
12. Евтюшкин Игорь. Глашатай российской самобытности и «соль земли Русской». 11.12.2008.
URL: http://ruskline.ru/analitika/2008/12/11/glashataj_rossijskoj_ samobytnosti_i_sol_zemli_russkoj.
13. Памятную акцию в честь русского социолога и геополитика Николая Данилевского крымские ученые и общественники проводили у закрытых ворот.
URL: http://www.novoross.info/general/15921-pamyatnuyu- akciyu-v-chest-russkogo-sociologa-i-geopolitika-nikolaya-danilevskogo-krymskie.
14. Россия и Европа. (М., 1991.- составитель С.А. Вайгачёв; СПб., 1995.- составитель А.А. Галактионов).
15. Священник Сергий. России предлагают выкупить могилу Данилевского в Мшатке. Крымские вандалы.
URL: http://maidanua.org/arch/ oldkrym/ 1178030932.html.
16. Конева (Шершнева) Людмила. Прекрасны вы, брега Тавриды // Русь Державная. Православная народная газета. №10(242) октябрь, 2014.
17. Шершнева Л.С. «Если вам нужен этот Данилевский.» // Крымские известия. 26.12.2012.
URL: http:// www-ki.rada.crimea.ua/index.php/2011-03-13-12-15-12/8392-l-r; Шершнева Людмила. За что философа
Данилевского закатали под асфальт? С.3 84-396; Шершнева Людмила. Душа счастлива, пока она любит… 6.08.2007.
URL: http://h.ua/story/52954/#photo.
18. Увековечение памяти/Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).
URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/248170
Л.А. КУЗНЕЦОВА
к.и.н., доц. кафедры истории государства и права Курской государственной сельскохозяйственной академии
имени профессора И.И. Иванова (г. Курск)

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.