Интервью по итогам конференции “Творческое наследие Н. Я. Данилевского и задачи России в XXI веке”

С Буренковым А.В. беседует наш специальный корреспондент, ведущий авторской программы на радио «Крым» Владимир Шакулов.

Здравствуйте, Александр Васильевич.

А.В. Буренков: Здравствуйте.

Действительно два очень интересных и важных события. Давайте в хронологическом порядке начнём с конкурса «Слава России». Я поздравляю Вас с победой. Очень серьёзная работа, которая была оценена по достоинству. И, наверное, это показатель, что такие работы сейчас стали востребованы.

А.В. Буренков: Да. Мы даже были несколько удивлены, что нас заметили на уровне конкурса Федерального агентства по массовым коммуникациям. С начала марта мы написали порядка десяти статей довольно большого объёма, в среднем по двадцать страниц формата А4. Первая статья «Пути выхода Украины из кризиса», последние две статьи назывались «Третьей мировой войны из-за Украины не будет», «Велика Украина, а отступать некуда – позади Россия». Были статьи о новой идеологии России, необходимости обретения этой идеологии. Поэтому это очень примечательное для нас событие. Мы очень благодарны организаторам конкурса.

Вы присутствовали в Ростове, где проходило награждение победителей. Какие впечатления от самого мероприятия?

А.В. Буренков: Более, чем положительные. Мероприятие, скажем так, не рядовое, хорошо организовано. Очень здорово, что участникам конкурса в первой половине дня показали город Ростов, провели экскурсию. Наше общество сейчас всё более и более атомизирутся Каждый, как говорится, свой окоп копает и соседей не видит.

Самое удивительное впечатление от посещения вертолётного завода, общения с инженерами этого завода, экскурсии по цехам. Удивительно, что завод сохранился. То, что мы видим по телевизору, что говорят в новостях о возрождении оборонной промышленности – и мы убедились, что всё это правда. Гордость переполняет всех участников этого конкурса за нашу Родину, за то, что такие изделия уникальные производим.

Вместе с тем мы видели и проблемы. Комплектующими частями вертолётов, двигателями занимается «Мотор Сич», запорожский завод, который их сейчас не поставляет. Об этой проблеме нам рассказали. Вот видите, по живому американцы нас разрезали, разделили с Украиной. Мы видим это на примере трудового коллектива, в котором трудится 8,5 тысяч человек. Ми видим проблемы в связи с той агрессией, которую американцы устроили на Украине.

На конкурсе «Слава России» было представлено немало работ патриотического характера. Вы общались с журналистами, много молодёжи там было. Были наши коллеги из Крыма. Наверное, эти люди делают нужную работу, пусть даже не всегда в ней присутствует какой-то глубокий анализ.

А.В. Буренков: Безусловно, ещё совсем недавно мы переживали 90-е годы и начало нулевых, когда государство, в общем-то, отъехало в сторону и этим вопросом совсем не занималось. Поэтому то, что на федеральном уровне, как в данном случае, устраиваются такие конкурсы, изыскивающие людей, которые представляют те или иные институты гражданского общества и трудятся на этом поприще патриотического воспитания молодёжи, проявления своей гражданской позиции, это очень здорово. После стольких лет неучастия государства в жизни своего народа, увидеть то, что происходило в Ростове – это более, чем приятно и вселяет надежду и уверенность в возрождение России.

Ещё одно интересное мероприятие, очень важное – это научно-практическая международная конференция «Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в XXI веке». Это очень актуальная тема и очень нужная нам. Конференция состоялась. Я думаю, что это была первая конференция из серии подобных в Курске. Мне кажется, интересно будет и крымчанам узнать о её значении и о том, как она проходила.

А.В. Буренков: Крымчанам особенно, потому что могила Н.Я. Данилевского находится в Крыму в бывшем имении Мшатка близ Фороса, её все эти годы время от времени пытались ликвидировать, застроить коттеджами и т.д. Поэтому крымчанам очень интересно и полезно знать, что за человек покоится на их земле. В целом это далеко не первая конференция, проводимая нашим Институтом русско-славянских исследований им. Н.Я. Данилевского. Но первая, которая нашла такой отклик научной среды, студентов, общественности, политиков. Если конференции, которые мы проводили на рубеже 90-х –нулевых годов были академично научные, ещё чувствовалось дыхание советской методологической школы, были наукообразные названия докладов – эта конференция поражает практической направленностью, попыткой научного сообщества найти ответ на извечный русский вопрос «Что делать?». Поэтому сборник докладов по содержанию теперь совершенно другой. Он, скажем так, читабельный. Все доклады читабельны для простых читателей и могут быть поняты.

Были сделаны очень интересные доклады – как гостями конференции, так и курскими учёными и студентами, в том числе из Сельскохозяйственной академии.

А.В. Буренков: Да. Во-первых, Сельхозакадемия не просто так выбрана нами. Само творчество Н.Я. Данилевского обязывает к тому, чтобы сотрудничать, прежде всего, с сельхозвузами. Потому что Н.Я. Данилевский, как известно, прежде всего, был естествоиспытателем. Был ботаником, биологом, в узкой специализации – ихтиологом. Законодательства по природопользованию царской России написаны на основе его нескончаемых поездок и командировок по всей нашей стране. В Крыму он, кстати, успешно боролся с филлоксерой. Написал книгу против учения Дарвина, не закончил её, к сожалению. Так как всю жизнь он имел дело с живыми объектами органического мира, которые являются творением Божьим. Он сумел увидеть те естественные законы, законы мирового разума, которые лежат в основании органического мира, и увидел их сходство с законами организации народов, человеческих сообществ. Сумел увидеть то, что высшей объединительной формой для граждан той или иной национальности является не общечеловеская цивилизация, т.е. не глобально человечество, как нам сейчас навязывают, а культурно-исторические типы или цивилизация, которую он понимал как группу родственных народов по культуре, языку и т.д. И доказал, что мы, русские, являемся членами славянской цивилизации или русско-славянской цивилизации. Русской, потому что можно так говорить, поскольку и сам Н.Я. Данилевский ставил задачу, что она может образоваться только при условии гегемонии России как единственной славянской страны, добившейся политической самостоятельности и отстоявшей её, и, как мы знаем, и в XX веке отстоявшей её.

А ведь сколько молодёжи было на конференции, в том числе и среди докладчиков, что меня очень удивило. Молодцы.

А.В. Буренков: Спасибо руководителям Курской Сельскохозяйственной академии, что они столько внимания уделяют студентам. Именно участие студентов вдохновляет на то, чтобы эти конференции проводить именно в ВУЗах. Я сидел в зале, в президиуме, и порядка трёхсот человек было. Я специально понаблюдал, сколько студентов, молодёжи с интересом слушают докладчиков. Очень большой процент. Это поколение людей 17-20 лет, оно спасёт Россию. И наша задача – заниматься этим поколением. Осознанно смотрят, глаза блестят. А выступающие с докладами студенты вообще поразили знанием книги «Россия и Европа». Такого знания не увидишь зачастую и у преподавателей, у научного сообщества.

Каков практический результат этот конференции?

А.В. Буренков: Во-первых, мы издали сборник докладов, который будем размещать на нашем сайте и других сайтах. И активно делать рассылку докладов. Второе, мы приняли сегодня 27 ноября практические рекомендации и обращение к Президенту, Федеральному собранию, правительству, к политической и культурной элите страны. В обращении в сжатом виде представлена вся историософия Н.Я. Данилевского, которая применена к оценке основных этапов, вех истории нашей страны, где мы выделили драматические периоды этой истории страны, как, например, петровская культурная революция. Попытались объяснить причины революции 1917 года, причины событий 1991 года, ввели периодизацию русской истории на основе историософии Н.Я. Данилевского. Выделили отдельно периоды гармоничного развития государства и государствообразующего народа русского. Указали периоды негармоничного развития, когда мы первое время – с Петра I до 1917 года – жили в условиях прививки европейской жизни в практической форме. Был совершён импорт западных государственных учреждений, культуры, быта, уклада, что вылилось в привычку смотреть на свои дела сквозь призму европейских интересов. Мы показали, что, начиная с 1917 года, мы уже жили в условиях прививки утопических идей, теоретических разработок западной цивилизации, таких как марксизм и политические утопии. И показали, что с 1991 года и до сегодняшнего времени, как бы там ни было, мы живём в условиях прививки и повторения опыта дореволюционного. Мы живём опять в условиях импорта практических форм жизни Запада. Но вместе с тем мы показали, что сегодняшнее время, если подходить к этому периоду на основе историософии Н.Я. Данилевского, это первое время свободного развития России, когда реально можно что-то сделать. Ещё десять, двадцать, тридцать, пятьдесят, сто пятьдесят лет назад невозможно ничего было сделать. Тот же Н.Я. Данилевский оказался в Петропавловской крепости, а в советское время, мы знаем, сколько людей сидело в тюрьмах за попытки сделать добро для своей Родины. Ведь надо иметь в виду, что диссидентам-националистам давали в советское время большие сроки, чем диссидентам-западникам. Это тоже отдельная тема исследования. Это говорит о том, что в советское время мы развивались на основе теорий западных, а не национальных своих.

Александр Васильевич, учитывая, сколько связано с именем Н.Я. Данилевского в Крыму, нет ли смысла провести одну из ближайших научно-практических конференций именно на полуострове?

А.В. Буренков: Конечно, есть. Мы пытались это сделать осенью, но просто физически не успели. И не успели даже найти достаточное количество контактов, связей, единомышленников. Но теперь они у нас есть, в том числе с помощью Вашей передачи. Поэтому мы планируем провести такую конференцию в Крыму во второй половине апреля или в мае.

С привлечением именно крымчан, представителей научного сообщества Крыма?

А.В. Буренков: Прежде всего, крымчан. Потому что крымчане, по результатам моей поездки в августе, являются самыми подготовленными в России по творческому наследию Н.Я. Данилевского. Потому что они бились за восстановление его могилы, вызволяли его из-под асфальта, отстаивали его могилу. Проводили много конференций сотрудники Таврического университета в Крыму. Поэтому, прежде всего, с крымчанами эту конференцию надо проводить с тем, чтобы вся крымская общественность, начиная от простых граждан и заканчивая руководителями Крыма, увидели, что такое национальное достояние у них находится в виде его захоронения в его бывшем имении. Что этой могиле надо придать статус памятника культурного наследия федерального значения. Чтобы никто больше не покушался на это место. И вообще его могила в Крыму может быть вторым местом почитания и культурного паломничества России наряду с находящимся в Симферополе таким известным новомучеником-исповедником как святитель Лука Войно-Ясенецкий.

Александр Васильевич, тогда давайте договоримся, что, когда будет известна дата проведения этой конференции, мы с Вами и с Вашими единомышленниками обязательно встречаемся у нас в студии на радио «Крым».

А.В. Буренков: Спасибо. Да, конечно.

До встречи.

А.В. Буренков: До встречи.

Фото: Сергей Хорошанский

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.