Абрамова О. А.

Идеи Н. Я. Данилевского как основа сохранения культурно-исторического наследия России (на примере Курской области)

В статье проанализированы мероприятия, проводимые в Курской области, направленные на возрождение и сохранение традиций русской народной культуры.
В наши дни современное мировое сообщество болеет страшным недугом называемым — глобализация. Сегодня уже не нужно ехать в Италию или Японию, чтобы попробовать блюда традиционной кухни — в каждом, даже самом маленьком, городке планеты есть своя пиццерия или суши-бар. Сегодня зимними видами спорта можно заниматься в стране (например, в такой как Объединённые Арабские Эмираты), где земля никогда не видела снега, но это позволяют современные технологии. Современный мир настолько мобилен и коммуникабелен, что мы не замечаем насколько быстро происходит стирание культурных границ между различными государствами, между Востоком и Западом. Населяющие современную мировую цивилизацию народы живут постоянным заимствованием друг у друга культурных традиций, обычаев, забывая свои собственные, поэтому общество постепенно становится универсальным и безликим. К сожалению, в конце XX в. в России также стали распространяться признаки глобализации, в результате чего над русским народом нависла угроза потерять свою культурную идентичность и самобытность. В данных условиях актуальными становятся идеи русского мыслителя и философа Н.Я. Данилевского, изложенные ещё в XIX в. в работе «Россия и Европа», которые теперь звучат как пророчество.
Н.Я. Данилевский называл вестернизацию русской культуры, утрату национальных корней и истоков одной из основных проблем, которая может стать губительной для развития российской самобытной культуры. Будучи сторонником славянофильства он двояко относился к личности и реформаторской деятельности Петра I. С одной стороны, говорит Н.Я. Данилевский, государственная деятельность Петра I — «все его военные, флотские, административные, промышленные насаждения» заслуживают «вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства», с другой же, — «реформативная» деятельность, под которой Н.Я. Данилевский понимал «изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях, которые он [Пётр I] старался произвести в русском народе» нанесла только «величайший вред будущности России» [см.: 1, с. 318 — 319]. «Русская жизнь, — пишет Н.Я. Данилевский, — была насильственно перевёрнута на иностранный лад» [1, с. 319] реформами Петра I, которые привели к искажению самого «понятия об истинно русском». Н.Я. Данилевский отмечает, что во всех слоях российского общества в постпетровское время происходит процесс «обезнародования» из-за усилившегося европейского влияния. Российское общество сначала его верхи, а затем и низы, все более принимало «общеевропейский колорит то с преобладанием французских, то немецких, то английских колеров» [1, с. 320], что привело к распространению в народном сознании такой болезни как «европейничанье» [см.: 1, с. 321], когда иностранные формы жизни ставились на первое, почётное место, а на все русское накладывалась печать низкого и подлого. Искажение на иностранный лад всех внешних форм быта: одежды, устройства домов, домашней утвари, образа жизни, кажется для многих совершенно несущественным и незначительным, но, по мнению Н.Я. Данилевского, это приводит к тому, что в России затрудняется «возможность зарождения и развития народного искусства» [1, с. 321].
Подобная ситуация сложилась в России в 90-е годы XX в. После распада СССР и падения «железного занавеса» в Россию большим потоком хлынули западноевропейские ценности, которые зачастую навязывались «сверху». А именно: черты западноевропейского стиля мышления, образцы поведения, элементы быта, одежды, искусства и культуры. Со временем иноземные новшества начали вытеснять все исконно русское, и наше общество стало забывать, а зачастую и стесняться своих корней, традиций, своей истории, к которым в России стали относиться как к чему-то низменному и убогому. Засилие иностранного стало губительным для всей русской культуры. В условиях быстро развивающейся глобализации и вестернизации над нашим обществом нависла угроза потерять невосполнимый пласт русской культуры, собственной уникальности, самобытности, культурной идентичности, своего культурного и духовного кода. Но сегодня преодолев социально-экономический и политический кризис 90-х годов XX в. отношение общества к вопросу сохранения культурно-исторического наследия в последнее десятилетие стало изменяться в положительную сторону: появилось осознание необходимости возрождать все, что утрачено временем и сохранять то уникальное, что мы имеем сегодня, власти страны все больше внимания стали уделять развитию культурной сферы, о чем свидетельствуют принятые на федеральном и региональном уровне законодательные акты, направленные на регулирование культурной сферы вообще и сохранение культурно-исторического наследия в частности. Так, в 2002 году был принят Федеральный закон №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на регулирование отношений в сфере сохранения и популяризации объектов культурно-исторического наследия. Аналогичный Закон «Об объектах культурного наследия Курской области» от 22.12.2005 г. № 120-ЗКО был принят и в Курской области, регламентирующий на региональном уровне процессы сохранения исторического наследия. А осенью 2014 г. должен вступить в силу проект «Основ государственной культурной политики», согласно которому одной из основных задач политики российского государства «является сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, которое составляет важную часть этнонациональной идентичности граждан» [2].
В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно- исторического наследия и роли российской культуры во всём мире Указом Президента РФ 2014 год объявлен Годом культуры [3, с. 3]. «Год культуры должен стать хорошей защитой русской народной культуры, стартом по воспитанию нового поколения» [4, с. 3]. Такими словами Вице-губернатор Курской области В. Проскурин дал старт проведению Года культуры в Курской области. Наша область во все времена славилась тем, что носила статус малой Родины таких выдающихся людей как М. Щепкин, Н. Плевицкая, Е. Носов, В. Клыков и др., что накладывает большую ответственность как на жителей, так и на власти губернии, ведь необходимо прикладывать колоссальные усилия по сохранению и популяризации культурно-исторического наследия, которое оставили после себя наши великие земляки.
Об осознании необходимости возрождения культурно-исторического наследия в Курской области свидетельствует проводимая сегодня культурная политика, которая, по словам председателя комитета по культуре Курской области В. Рудского, основывается на принципе: «массового участия населения, патриотичности, доступности учреждений культуры, опоре на народное творчество, поддержке классического искусства, сбережение культурного наследия, создание условий для возврата профессионалов, ушедших ранее из отрасли» [5, с. 12].
Традиционно курская земля славилась народными промыслами, многие из которых в непростое для страны кризисное время были забыты или утеряны, но сегодня обретают своё второе рождение на различных выставках и конкурсах, проводимых в Курской области. Так, в январе 2013 года в г. Курске прошла VII выставка народного творчества «Истоки», на которой были представлены лучшие работы курских мастеров, традиционные ремесла Курской губернии — кожлянская, дроняевская игрушка, ковроткачество, ткачество рушников, плетение из рогоза, гончарное искусство и др. [6, с. 20] В июне 2013 г. в г. Курске прошёл второй межрегиональный фестиваль-конкурс мастеров декоративно-прикладного творчества «Мастера соловьиного края», где была представлена посуда из лозы, гончарные изделия, украшения из бисера, текстильные куклы-берегини. Конкурсанты соревновались на базе Суджанского техникума искусств, Железногорской художественной школы народных ремёсел «Артель» в номинациях «бисероплетение», «лозоплетение», «традиционная текстильная игрушка» [7, с. 4]. На сохранение и развитие традиционных народных промыслов направлен и проходящий в Курчатовском районе Курской области начиная с 2003 года традиционный фестиваль народного искусства «Батюшка Егорий», призванный сохранить курский промысел — гончарство и кожлянскую игрушку. Курчатовская земля в старину славилась двумя традиционными промыслами дроняевским и кожлянским. Дроняевская глиняная посуда в конце XIX века была популярна в светских салонах и купеческих домах, где ею украшали стены. А кожлянскую игрушку, которая была представлена на фестивале в виде цветных петухов, дракончиков, поросят, смешных хвостатых котов, трёхголовых коников со всадниками в характерных крестьянских шляпах, в старину знали во многих городах России [8, с. 22]. На фестивале мастера проводили для посетителей мастер-классы по лепке кожлянской игрушки и дроняевской посуды, изготовлению народной обрядовой куклы. Таким образом, каждый желающий имел возможность прикоснуться к истории и стать активным участником возрождения народных промыслов. В Курской области проходят не только выставки декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, где представлены экспонаты, выполненные профессионалами. Интерес к возрождению народных традиций и культуры курской земли велик и среди любителей, о чём свидетельствует прошедшая летом 2014 г. областная выставка «Мой Курский край — это трижды Россия», посвящённая 80-летию образования Курской области, на которой были представлены разнообразные произведения народных промыслов и жанров изобразительного искусства [см.: 9, с. 13].
Благодаря инициативе начальника районного отдела культуры г. Дмитриева С.В. Шаталова в городе возродилась традиция ковроткачества. В советское время гобелены дмитриевских мастериц украшали стены столичных гостиниц, театров, экспонировались на выставке в Монреале, но в девяностые годы дмитриевский цех был закрыт. Лишь в середине 2000-х годов по инициативе С.В. Шаталова и благодаря полученному гранту губернатора стало возможным возрождение дмитриевского ткачества. В Доме культуры была создана мастерская, а на дмитриевском «Лесхозмаше» были заказаны станки, куплена шерсть, приняты на работу две мастерицы — А.В. Изотова и М.В. Шаталова, которые стояли у истоков зарождения дмитриевского ковроткачества. Спустя несколько лет штат сотрудников был расширен и теперь дмитриевские ткачихи вновь стали участвовать в различных выставках, в том числе и столичных, где их визитной карточкой является традиционный курский ковёр: на чёрном фоне изображены яркие цветы, как правило, красные. На сегодняшний день стоит вопрос об открытии в Дмитриевской школе искусств отделения ковроткачества, чтобы передать традиционное курское ремесло подрастающему поколению [см.: 10, с. 23].
Большой вклад в возрождение, развитие и популяризацию старейших русских промыслов таких, как ковроткачество и гончарное искусство, вносят преподаватели и учащиеся учебных заведений Курской области. Силами преподавателей при поддержке директора Суджанского техникума искусств А.С. Фесенко при учебном заведении была создана мастерская, а в 2013 — 2014 учебном году было открыто отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, которые продолжают и сохраняют почти утраченные традиции суджанского ковроткачества. Свои работы сотрудники и студенты выставляют в Академии художеств, участвуют в престижных выставках. В техникуме преподаёт народный мастер России Ю.С. Спесивцев, который является руководителем мастер-класса гончарного мастерства — «Хата гончара». На его занятиях студенты изучают манеру исполнения различных промыслов, разной игрушки, занимаются поиском печных изразцов с лепным и расписным рисунком, росписью горшков, глиняной утвари [см.: 11, с. 23]. Еще одним учебным заведением, которое занимается обучением и вместе с тем развитием традиционных русских промыслов, является художественная школа народных промыслов «Артель» в г. Железногорске. В ней учеников обучают лозоплетению, художественной обработке соломки, резьбе по дереву, лоскутному шитью. На популяризацию, а также на сохранение народных промыслов и художественных ремёсел направлена деятельность музея, созданного при школе, в котором представлено более 600 изделий народного творчества [см.: 6, с. 12].
Проводимая в Курской области культурная политика свидетельствует о том, что региональная власть также озабочена проблемой сохранения и развития русской народной культуры и поддерживает учреждения культуры, занимающиеся сохранением русских народных традиций, обычаев, промыслов, фольклора. Так, в рамках реализации Положения Губернатора Курской области о присуждении грантов Губернатора Курской области, направленных на развитие сельской культуры в 2014 г. 325 тыс. руб. были присуждены муниципальному казённому образовательному учреждению «Званновская детская школа искусств» Глушковского района — на реализацию проекта «Создание детского центра фольклора и народной культуры» [12, с. 3], направленного на популяризацию, сохранение русской народной культуры и воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к своим традициям и обычаям. Всего в 2014 г. планируется выделить 1,625 тыс. руб. на финансовое обеспечение грантов Курской области, часть из которых пойдёт на развитие сельской культуры [13].
Не остаются в стороне от проблем сохранения культурно-исторического наследия и русских народных промыслов учреждения культуры. Работа областного краеведческого музея также направлена на популяризацию и пробуждение интереса среди населения к своим обычаям, традициям и элементам русской культуры. Среди экспонатов музея представлены русские народные сарафаны XIX века, отдельные компоненты и детали женского народного костюма, которые сочетали в себе три элемента сарафанов: глухого, косоклинного, «на лямках» [14, с. 5].
Велика любовь курян к русскому фольклору, о чём свидетельствуют проходящие в области конкурсы русской народной песни среди детей и подростков, такие как Всероссийский фестиваль-конкурс солистов и детских фольклорных коллективов «Дёжкин карагод», названный так по прозвищу, которое в детстве носила Н.В. Плевицкая. Конкурс стал проводиться «.в конце 90-х гг. прошлого века как фестиваль фольклорных и народнопевческих коллективов «Песенная молодость России» по инициативе Министерства культуры РФ, Государственного Российского Дома народного творчества, областного комитета по культуре и ОДНТ» [15, с. 24] и направлен на то, чтобы воспитывать в детях любовь и интерес к народному фольклору, чтобы передать подрастающему поколению традиции русской народной песни. На фестивале в исполнении детей представлены разнообразные календарные и обрядовые песни, русские народные танцы, игры, театрализованные представления. Особой популярностью в Курской области пользуется хоровое пение, о чём говорят существующие музыкальные коллективы: «Курский народный хор имени Станислава Чаговца», народный хор «Ветеран», народный ансамбль казачьей песни «Верея», которые исполняют, несут в массы и популяризируют русские народные песни, частушки, фольклорные, шуточные, украинские песни, песни Курской («Тимоня»), Орловской и Белгородской областей, казачьи и патриотические [см.: 16, с. 23; 17, с. 4; 18, с. 20].
Таким образом, мы видим, что в Курской области при поддержке региональных властей и совместно с населением области реализуются идеи Н.Я. Данилевского о зарождении и развитии народного искусства, о чем свидетельствуют проводимые мероприятия: фестивали, конкурсы, направленные на сохранение культурно-исторического наследия, возрождение, популяризацию, сохранение и передачу потомкам русской народной культуры, традиционных народных промыслов, русского народного фольклора, что способствует сохранению обычаев русского народа, его истории, самобытности и идентичности, дает возможность бороться и противостоять всему чуждому и не заразиться «европейничаньем», о чем предупреждал Н.Я. Данилевский.
Список источников и литературы
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 2008. — 811 с.
2. Проект «Основ государственной культурной политики» // Российская газета. — 2014.
3. Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Год культуры» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 17. — ст. 2112.
4. Моргунов Ю. Особая встреча // Курская правда. — 2014. — № 6. — С. 3.
5. Моргунов Ю. Это не праздник // Курская правда. — 2014. — № 3. — С. 3.
6. Гамова Е. Вернемся к «Истокам», вернемся к себе // Курская правда. — 2013. — № 10. — С. 12.
7. Гамова Е. До встречи в «Городе Мастеров» // Курская правда. — 2013. -№ 73. — С. 20.
8. Смирнова Е. Душа русской провинции // Курская правда. — 2013. — № 120. — С. 4.
9. Леонова И. Малая родина глазами любителей // Курская правда. — 2014. — № 83 — С. 22.
10. Белунова К. И снова … в Монреаль! // Курская правда. — 2013. — №135. — С. 13.
11. Смирнова Е. В гости в Суджу «На Покров» // Курская правда. — 2013. — № 128. — С. 23.
12. Гранты на сельскую культуру // Курская правда. — 2014. — № 75. — С. 3.
13. Постановление Губернатора Курской области от 19.03.2014 г. № 113-пг «О внесении изменений в Постановление Губернатора Курской области от 27.12.2006 № 622 «О грантах Губернатора Курской области, направленных на развитие сельской культуры». URL: http: //www.consultant.ru. (дата обращения: 10.08.2014).
14. Милостная Р. Сарафаны Курской губернии // Курская правда. — 2013. -№ 100. — С. 5.
15. Антипенко Т. Вспоминая Дежку // Курская правда. — 2014. — № 50. — С. 24.
16. Милостная Р. Снегопад, снегопад, не мети мне на косы // Курская правда. — 2013. — № 25. — С. 23.
17. Милостная Р. «Верея» верила в победу! // Курская правда. — 2014. — № 77. — С. 4.

Леонова И. Голос соловьиного края на «Русском поле» // Курская правда. — 2014. — № 86. — С. 20.

О.А. АБРАМОВА
аспирантка кафедры истории и социально-культурного сервиса Юго-Западного государственного университета (г. Курск)

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.