Философия Н. Я. Данилевского и национальное достоинство

Барсуков Н.П.
д.м.н., проф., зав. кафедрой охраны труда и безопасности жизнедеятельности
Академии биоресурсов и природопользования
ФГАОУ ВО “КФУ им. В.И. Вернадского”

(г. Симферополь, Россия)

Философия Н.Я. Данилевского и

национальное достоинство

 

В статье даётся краткий анализ современной обстановки в аграрном и промышленном секторе народного хозяйства, образовании и культуре России в свете философских воззрений Н.Я. Данилевского.
 

Barsukov N.P.

 

N.Ya. Danilevsky’s philosophy and national dignity
A brief analysis of contemporary situation in agrarian and industrial sectors of economy, education and culture of Russia is given in the article in the light of philosophical views of N.Ya. Danilevsky.

Прошло уже почти четверть века с тех пор, как наша великая страна, её многонациональный народ были преданы кучкой негодяев. И, как следствие этого предательства, развал одной из могущественнейших держав в истории человечества, результаты которого нам приходится пожинать в настоящее время, а нашим детям и в необозримом будущем. За более, чем тысячелетнее существование восточнославянского государства, преемницей которого в последствии явилась Россия, нашему народу пришлось пережить многочисленные нашествия чужеземцев как с Запада, так и с Востока. И всегда, в конечном итоге, он выходил победителем из, казалось бы, безвыходных положений. История помнит знаменитые слова, сказанные одним из величайших отечественных полководцев Александром Невским: “Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!”. Так было всегда и так будет впредь. Однако, к сожалению, этого до сих пор не вразумили некоторые западноевропейские и заокеанские политики, которые вынашивают планы раздробить современную Российскую федерацию на мелкие удельные княжества, как это удалось им сделать 24 года назад.

В настоящее время наша страна находится в очень нелёгкой международной обстановке, когда даже недавние “друзья” вынуждены строить свою политику с оглядкой на США и страны НАТО.

Ещё недавно никто из нас не мог и в мыслях представвить те трагические события, которые происходят сейчас в приграничных с Россией регионах Украины, когда фашиствующая хунта позволяет себе убивать единокровных братьев, а Россия окажется фактически в изоляции. Различного рода санкции политического и экономического характера, предпринимаемые так называемыми В.В. Путиным “нашими партнёрами”, по их представлениям, должны поставить Россию на колени. Однако, как выразился один из западных политиков, В.В. Путин показал геополитический кукиш Обаме”. К этому можно лишь добавить: “И не только ему”.

Наш многонациональный народ, как никогда за последние четверть века, теснейшим образом сплотился в небывалом единстве и поддержал миролюбивую политику своего президента и правительства. И в этом кроется залог нашей победы в проводимой в настоящее время против нашего государства оголтелой информационной войне и экономической блокаде.

Резонно задать вопрос, почему на протяжении многих столетий Запад, к числу которого следует отнести и бывшие его колонии США и Австралию, до сих пор ничему не научился: с Россией нельзя воевать, с Россией нужно дружить.

Сейчас, как нельзя кстати нужно вспомнить великого патриота нашей Родины, высокообразованнейшего Человека, который долгое время проживал в Крыму и многое для него сделал, Николая Яковлевича Данилевского, автора фундаментального философского труда “Россия и Европа” [1], в котором он за сто с лишним лет тому назад высказывал мысли о враждебной политике стран Европы в отношении России и последствиях её в будущем. Как указывал ещё в 1866 году Н.Н. Страхов [6], Н.Я. Данилевский “предсказывал борьбу славянского мира с Европой”. Чем же вызвано такое враждебное отношение Европы к России? Почему славянский мир должен вести борьбу с с нею. Исследуя причины русофобии со стороны Запада, Н.Я. Данилевский уже тогда указывал, что Европа по отношению к России применяет то, что сейчас называют “двойными стандартами” и что она готова даже идти на какие-то для себя потери, если эти действия навредят России. И сейчас мы убеждаемся в том, что Европа никогда не изменит своего враждебного отношения к России за её независимую политику в вопросах самобытности национальных традиций и нравственных норм, национального культурного наследия.

Исходя из концепции Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах, развитых им в этом труде, Россия никогда не была европейской страной. Её культурное наследие строилось веками самостоятельно, самобытно, независимо от Европы, её ментальность и культурные традиции сложились в независимости от культурных цивилизаций Запада и Востока. До сих пор представителей Запада поражает эта ментальность, необъяснимая с их точки зрения доброта и всепрощенчество в характере русских людей не смотря на разного рода “обиды”, наносимые русскому народу на протяжении столетий. Этой добротой в характере русских и сейчас продолжают восхищаться иностранные студенты, обучающиеся в наших вузах.

К сожалению, за последние десятилетия, стараниями тех, которые пришли к власти в постперестроечный период, тех, кого Н.Я. Данилевский именовал не иначе, как западниками, многое изменилось в этом и ином плане в нашем славянском общесте, волей судьбы ставшем цементирующим фактором в многонациональном государстве. Взять хотя бы аграрный сектор. Созданные кровью и величайшим трудом коллективные хозяйства на селе в 30-е годы ХХ столетия, которые оправдали себя в годы тяжелейших испытаний нашей Родины, росчерком пера были уничтожены, а взамен их созданы подобные Западу фермерские хозяйства. В результате тысячи крестьян оказались не у дел и теперь влачат жалкое существование. На карту поставлен вопрос продовольственной безопасности страны.

Наш промышленный сектор благодаря доморощенной олигархической верхушке на 30-50% зависит от поставок комплектующих из западных стран. Такая интеграция в период санкций привела к определённым трудностям, которые грозят нам в плане военной безопасности.

Если же посмотреть глазами патриота, каким являлся Н.Я. Да­нилевский, на положение в образовании, то приходится с грустью вспоминать об утрачиваемых традициях, наработанных в прежние годы, когда выпускники средней школы получали всестороннее, а не однобокое, как сейчас, образование, которое позволяло им успешно конкурировать при поступлении в вузы любого профиля. Ведь не было тогда в школе дисциплин, изучаемых по выбору учеников или их родителей. Наши школьники по своим знаниям во многом превосходили сверстников из западных стран.

Навязанная нам реформа в высшей школе по типу болонской, предусматривающей ступенчатое образование в виде бакалавриата, специалитета и магистратуры, намного уступает той ступенчатой форме образования, которая веками создавалась в России и являлась по сравнению с нынешней намного оптимальнее: это начальная, неполная средняя и средняя школа, техникум, институт. Чего греха таить, ведь ныне дипломированные бакалавры в значительном своём большинстве не имеют возможности трудоустроиться по специальности и, если не продолжают своё образование в специалитете, то вынуждены идти работать deyure в бизнес, а defacto пополнять ряды тех, кто не участвует напрямую в производстве, в создании материальных ценностей и фактически являются спекулянтами. Отсюда неудержный рост цен и обнищание тех, кто своим трудом вынужден оплачивать труд бизнесменов. Специалиста же со средним техническим образованием найти сейчас практически невозможно. А ведь наши техникумы были настоящей кузницей высококвалифицированных профессионалов, не говоря уже о выпускниках высшей школы, доказательством чего являются невиданные успехи в науке, позволившие советскому человеку первым в истории цивилизации совершить прорыв в космическое пространство.

Современные отечественные западники в средствах массовой информации ратуют за “глобальную современную цивилизацию”, ничего общего не имеющую со славянским культурно-историческим типом [2]. Это привело к тому, что традиционная славянская культура находится сейчас в загоне. Что нам подаётся с экранов телевизоров, что мы сейчас слушаем по радио? Где наши русские народные песни, народные танцы? Куда девались прекрасные радиопередачи: “В мире слов”, “Встреча с песней”, “Говорите правильно”, “С добрым утром”, “Театр у микрофона”, “Музыкальный киоск” и многие другие? Отечественные радиостанции круглосуточно транслируют западную музыку, рэп, тяжёлый рок и т.п. Где музыка и поэзия отечественных классиков? В детских телепередачах одни “страшилки”. Не потому ли от детишек дошкольного возраста можно услышать: “Я вампир, я убью тебя” и даже ощутить физически это на себе. В современных кинофильмах, теле- и радиопередачах нередко бичуется всё то, что недавно являлось образцом высокой духовности, отечественного самосознания, патриотизма, любви к близким, к своему Отечеству.

Давая критическую оценку кинофильму режиссёра О. Степченко “Вий”, созданному на деньги заокеанских “доброжелателей” по одноимённому произведению Н.В. Гоголя, но ничего общего с ним не имеющего, Е.И. Емельянова [3] справедливо указывает: “Через художественные образы зрителю внушается мысль, что Запад несёт добро и счасье украинскому народу, а Россия – только угнетение и страдание”. В этом плане в тогу со О. Степченко рядятся и некоторые отечественные создатели различного рода кинофальсификаций.

Министерству здравоохранения РФ, прежде чем проводить глобальную реформу медицинского обслуживания населения, следовало бы глубоко проанализировать советскую медицину, которая, по признанию многих видных деятелей Запада, была одной из лучших в мире.

Оценивая значение философии Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах, следует согласиться с теми [2, 4, 6], кто вместе с ним продолжает ратовать за славянскую цивилизацию во главе с Россией, цивилизацию, коренным образом отличающуюся от германо-романской и ряда других, исследованых великим мыслителем [1]. Будущее нашей Родины во многом зависит от того, кто находится во главе государства: тот, кто спит и видит себя сторонником интеграции в Европу, или тот, кто считает себя приверженцем славянского культурно-исторического наследия. Слава Богу, ушли в прошлое те презренные подлецы, которые оказались иудами для своего народа. Ещё большая слава тому, кто ведёт сейчас независимую политику, направленную на процветание нашей страны, не взирая ни на внешние угрозы, ни на внутренних врагов в лице так называемых оппозиционеров, а их, к сожалению, немало наплодилось за период перестройки и в постперестроечное лихолетье, приведшее к трагическим событиям в истории нашей великой страны.

Список литературы

1.     Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций. – М.: Алгоритм, 2014.

2.     Василевская Л.А. Культурно-исторические типы и современная теория глобализации // Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в ХХI веке (материалы международной научно-практической конференции, г. Курск, 26 – 27 ноября 2014 г., ч. 2). – Курск, 2014. – С. 57 – 61.

3.     Емельянова Е.И. История как инструмент реализации политического курса государства // Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в ХХI веке (материалы международной научно-практической конференции, г. Курск, 26 – 27 ноября 2014 г., ч. 1). – Курск, 2014. – С. 134 – 140.

4.     Реутов В. Патриотизм как нравственная категория (по книге Н.Я. Данилевского “Россия и Европа”) // Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в ХХI веке (материалы международной научно-практической конференции, г. Курск, 26 – 27 ноября 2014 г., ч. 1). – Курск, 2014. – С. 163 – 167.

5.     Страхов Н.Н. О книге Н.Я. Данилевского “Россия и Европа” // Известия С.-Петербургского Славянского благотворительного общества. – 1886. – № 12.

6.     Усманов С.М. “Русская цивилизация” и наследие Н.Я. Данилевского // Творческое наследие Н.Я. Данилевского и задачи России в ХХI веке (материалы международной научно-практической конференции, г. Курск, 26 – 27 ноября 2014 г., ч. 1). – Курск, 2014. – С. 85 – 88.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Этот сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователями. Продолжая работу с сайтом, Вы принимаете данное условие. Принять Подробнее

Корзина
  • В корзине нет товаров.