Институт русско-славянских исследований
имени Николая Яковлевича Данилевского
Автономная некоммерческая организация
danilevsky.ru, данилевский.рф     irsi@danilevsky.ru     +7 (496) 347-26-96

Рекомендации круглого стола экспертов “ЕГЭ: пути реформирования”



Рекомендации круглого стола экспертов
“ЕГЭ: пути реформирования”
 
 
1. Несомненно, что необходимо реформировать существующую систему школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов в форме ЕГЭ.
2. По гуманитарным предметам либо полная отмена ЕГЭ, либо введение параметров, которые позволили бы оценивать знания учащихся вне пределов тестовой системы (введение устной части ответа). Необходимо возвращать устный ответ, т.к. необходимо учить школьника думать и правильно излагать свои мысли, а не заниматься угадыванием ответов к тестам.
3. Для естественнонаучных (и гуманитарных – в случае частичного сохранения ЕГЭ для них) предметов нужно реформировать действующие сегодня КИМы.
4. Дополнением к ЕГЭ должна стать система Всероссийских, а не вузовских олимпиад, чтобы призер олимпиады имел возможность поступить в любой вуз, а не только в тот, который проводит олимпиаду. Олимпиадное движение должно быть централизовано на уровне РФ.
5. Внедрить единую программу и единый учебник по всем предметам. Отсутствие единых учебников – беда нашего образования. Государство должно иметь не только единый образовательный стандарт, но и единый учебник, пользуясь которым можно было бы сдать предметные выпускные экзамены в школе и вступительные в ВУЗ. В качестве временной меры, пока не введены в учебный процесс единые учебники, сделать доступными для учеников списки литературы, которыми пользовались составители КИМов для разработки тестов по предметам. Ввести персональную ответственность для разработчиков КИМов за адаптацию тестов к школьной программе по соответствующим дисциплинам.
6. Централизованную сдачу экзаменов по русскому языку и математике можно сохранить. Экзамены по другим предметам сдавать в школе, в которой учится ученик, т.к. это снизит стресс для ребенка и сохранит его здоровье.
7. Необходимо укрепить систему образования кадрами, вернуть престиж профессии учителя. Надо, чтобы школа давала знания, а не «натаскивала» на сдачу ЕГЭ. Необходимо вернуть послевузовское распределение, направлять в регионы выпускников престижных вузов для поднятия культурного и научного уровня провинции.