Институт русско-славянских исследований
имени Николая Яковлевича Данилевского
Автономная некоммерческая организация
danilevsky.ru, данилевский.рф     irsi@danilevsky.ru     +7 (496) 347-26-96

Учитель русского языка: “плюсы” и “минусы” ЕГЭ



Учитель русского языка:
«плюсы» и «минусы» ЕГЭ

«Минусы»

1. Поверхностное усвоение научных понятий, причинно-следственных связей между явлениями, вследствие этого фрагментарность усвоенных знаний, фактологическая обособленность программного материала, вследствие чего не формируется целостного представления о мире.

2. Тот факт, что для прохождения «порога» для поступления в вуз на коммерческой основе (при существующем положении дел с наличием бюджетных мест) требуется ограниченный объем знаний, что еще на старте закладывает основы для низкого качества высшего образования.

3. Формируется тип мышления, когда умение действовать по алгоритму, по схеме достаточно, чтобы выполнить задания. Практически не нужно умение искать альтернативные способы решения проблемы. Способности человека к творчеству не развиваются.

4. Необходимость чтения художественной публицистической литературы исключительно с познавательными целями на уровне «поднимается проблема», «позиция автора заключается», «герой проявляет» значительно обедняет содержание художественных и публицистических произведений, отнюдь не способствует воспитанию думающего читателя, формирует у будущего выпускника упрощенный взгляд на человека, общество, мир.

5. В процессе подготовки практически ко всем экзаменам в формате ЕГЭ не развивается устная речь учащегося, следовательно низкий уровень владения письменной речью (т.к. письменная речь вторична по отношению к устной).

6. Морально-этическая сторона отношений «ученик-учитель», «ученик-школа». Система репетиторства (часто репетитор – школьный учитель) предполагает товарно-денежные отношения, где «товар» - знания, а школа – место, где оказываются «услуги», а не занимаются воспитанием.

7. При кажущейся на первый взгляд возможности выбора специальности обучения (три вуза, три направления) на деле все выглядит иначе: выпускники поступают по принципу – «куда хватит баллов», не имеют возможности изменить решение выбора ЕГЭ после составления списков на ЕГЭ в феврале. Получают диплом «ради диплома», что дестабилизирует ситуацию на рынке труда. Следовательно, возможность реализовать себя как личность для многих сводится к минимуму. 

Немногие «плюсы» ЕГЭ 

1. Стрессовые ситуации в количественном отношении уменьшаются (отсутствуют вступительные экзамены в ВУЗы).

2. Ребёнок поставлен перед необходимостью задумываться о будующей профессии задолго до выпускного класса, что в определённой степени повышает его мотивацию к изучению отдельных предметов (но этот же факт имеет обратную сторону – отрицательную: формирует «узость интересов» по нужности предметов).

И о самом главном 

То, ради чего вводилось ЕГЭ (борьба с коррупцией, расширить возможности учащегося для поступления в ВУЗ), приобрело другие масштабы (значительно превышающие прежние). Как следствие оказались затронутыми сами основы образования (коррупция опустилась на уровень школы).